Статус документа
Статус документа

   

СНиП IV-1-84

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Система сметных нормативных документов и ценообразования в строительстве

Дата введения 1984-10-01

РАЗРАБОТАНЫ с участием НИИЭС Госстроя СССР.

ИСПОЛНИТЕЛИ - инженеры Ю.И.Малиманов (руководитель), В.М.Барзилович, А.А.Жук, Л.Н.Крылов (Госстрой СССР), канд.экон. наук Н.Р.Аляутдин, канд.техн. наук Э.З.Элькин (НИИЭС Госстроя СССР).

ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12 сентября 1984 г. № 162.

ВЗАМЕН СНиП IV-1-65, СНиП IV-2-65.


Настоящие строительные нормы и правила устанавливают:

основные задачи сметного нормирования и ценообразования в строительстве;

виды сметных нормативных документов*, входящих в систему сметных нормативных документов и ценообразования в строительстве;

-----------------

* Сметные нормативные документы в дальнейшем именуются «сметные нормативы».

требования к сметным нормативам;

систему сметных нормативов, входящих в IV часть СНиП «Сметные нормы и правила»;

порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, издания сметных нормативов и информации о них;

порядок пересмотра и изменения сметных нормативов;

ответственность за разработку и правильное применение сметных нормативов;

организацию контроля за правильным применением сметных нормативов.

В данной главе наряду с общими положениями, приведенными в СНиП «Система нормативных документов в строительстве» (СНиП I.01.01-82*, СНиП I.01.02-83 и СНиП I.01.03-83*), содержатся положения, непосредственно относящиеся к сметным нормативам.

Система сметных нормативов и ценообразования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила - часть IV «Сметные нормы и правила» и другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства и утверждаемые Госстроем СССР, министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик и госстроями союзных республик. Отдельные сметные нормативы утверждаются Советом Министров СССР.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат для определения сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства и промышленности.

Документы, детализирующие основные правила и положения, содержащиеся в IV части СНиП, могут выпускаться как вспомогательные, в виде инструкций, методических указаний, пособий и других материалов, которыми следует также руководствоваться при составлении сметной документации.     

1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ И
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


1.1. Основными задачами сметного нормирования и ценообразования в строительстве являются:

обеспечение через систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве определения нормативной стоимости строительства (расширения, реконструкции и технического перевооружения) предприятий, зданий и сооружений, отражаемой в сметных документах;

обеспечение, исходя из проводимой в капитальном строительстве единой технической политики, его планирования, финансирования, расчетов за выполненные строительно-монтажные работы (товарную строительную продукцию), возмещения других сметных затрат (включая стоимость оборудования), хозяйственного расчета и оценки деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков строительства;

повышение эффективности капитальных вложений, экономия финансовых и других ресурсов, снижение сметной стоимости строительства за счет пересмотра сметных нормативов и с целью отражения в них достижений науки, техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области строительного производства, применения новых образцов материалов, изделий и конструкций, организационных мероприятий и т. п.

1.2. В необходимых случаях сметные нормативы могут быть использованы для экономической оценки и сравнения отдельных проектных решений, а также для анализа структурных изменений капитальных вложений.     

2. ВИДЫ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ, ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ СМЕТНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


2.1. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

общесоюзные сметные нормативы;

ведомственные сметные нормативы;

республиканские сметные нормативы.

В совокупности с IV частью СНиП «Сметные нормы и правила», содержащей в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве, приведенную в справочном приложении 1.

В систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве не входят нормативы, применяемые при определении в сметной документации стоимости оборудования и относящиеся к нормативам смежных систем:

оптовые цены на продукцию машиностроения, групповые лимитные цены на вновь осваиваемое оборудование и тарифы для перевозки грузов для строительства, - утверждаемые Госкомцен СССР или госкомценами союзных республик;

лимитные цены на конкретные виды оборудования, групповые лимитные цены на нестандартизированное оборудование, цены единичного заказа на оборудование, временные оптовые цены на вновь осваиваемое стандартизированное оборудование, - утверждаемые министерствами и ведомствами СССР.

2.2. К общесоюзным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV «Сметные нормы и правила». Они утверждаются Госстроем СССР, а наиболее важные из них утверждаются Советом Министров СССР.

Общесоюзные сметные нормативы обязательны для применения всеми министерствами и ведомствами, а также организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности.

Общесоюзные сметные нормативы, утвержденные в соответствии со структурой IV части СНиП "Сметные нормы и правила", образуют систему сметных нормативов, входящих в IV часть СНиП.

При разработке и применении общесоюзных сметных нормативов следует руководствоваться правилами и указаниями, содержащимися в главах IV части СНиП, перечень и описание которых приведены в разделе 4 настоящей главы, а также указаниями, приведенными в технических частях соответствующих сборников сметных нормативов.

2.3. К ведомственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, не входящие в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV «Сметные нормы и правила» - и утверждаемые министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР. Эти нормативы применяются в пределах той отрасли и в пределах того региона (района, угольного бассейна и т.п.), для которых они разработаны.

Ведомственные сметные нормативы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства (ведомства), утвердившего эти нормативы. Для организаций, учреждений и предприятий других министерств (ведомств) эти нормативы могут быть обязательными при условии утверждения или введения в действие нормативов соответствующим министерством (ведомством).

Ведомственные сметные нормативы не должны противоречить общесоюзным сметным нормативам или дублировать их.

2.4. К республиканским сметным нормативам относятся сметные нормативы, которые также не входят в состав строительных норм и правил (СНиП), часть IV «Сметные нормы и правила» и утверждаются Советами Министров союзных республик или по их поручению госстроями союзных республик. Эти нормативы применяются для отдельных видов строительства (объектов, конструкций и видов работ), специфических для данной республики.

Республиканские сметные нормативы обязательны для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих строительство на территории данной республики, независимо от их ведомственной подчиненности.

Республиканские сметные нормативы не должны противоречить общесоюзным сметным нормативам или дублировать их.

2.5. Все сметные нормативы, как это видно из схемы (справочное прил. 1), по степени укрупнения подразделяются на элементные и укрупненные.

2.5.1. К элементным сметным нормативам относятся:

элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН);

нормы для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин (НЭМ) и сметные цены эксплуатации строительных машин (ЦЭМ);

сметные цены на привозные и местные строительные материалы, изделия и конструкции (СЦМ);

сметные цены на перевозки грузов для строительства (СЦПГ);

единые районные единичные расценки на строительные конструкции и работы (ЕРЕР), единичные расценки на строительные конструкции и работы для базисных пунктов районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним (ЕРКС);

расценки на монтаж оборудования (РМО).

2.5.2. К укрупненным сметным нормативам относятся:

нормы накладных расходов (HP);

норма плановых накоплений (ПН);

нормы заготовительно-складских расходов;

нормативы, разработанные в процентах к сметной стоимости строительства или строительно-монтажных работ:

сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ);

сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (НВЗ);

нормы резерва средств на непредвиденные работы и затраты;

другие нормативы*;

-----------------

* Другие нормативы перечислены в главе СНиП IV-10-84 «Правила определения прочих затрат, включаемых в сметы на строительство».

укрупненные сметные нормы (УСН):

на здания и сооружения в целом;

на части зданий и сооружений, конструкции и виды работ;

прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);

укрупненные расценки (УР);

укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС);

сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);

сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ).

3. ТРЕБОВАНИЯ К СМЕТНЫМ НОРМАТИВАМ


3.1. Сметные нормативы должны отвечать только требованиям, имеющим прямое отношение к определению сметной стоимости строительства. Они должны:

соответствовать основным задачам сметного нормирования и ценообразования в строительстве, обеспечивая определение сметной стоимости строительства на различных стадиях проектирования и для различных видов проектно-сметной документации;

быть технически и экономически обоснованными, обеспечивая оптимальный расход различных ресурсов, рациональное использование окружающей среды, правильное и достоверное определение стоимости строительства, приближая ее к уровню общественно необходимых затрат;

учитывать достижения строительной техники и передового опыта, стимулируя научно-технический прогресс в строительстве и обеспечивая заинтересованность строительно-монтажных организаций в постоянном повышении эффективности своего труда;

обладать максимальной простотой и удобством в применении, давать возможность широкого использования электронно-вычислительных машин и других средств автоматизации, а также сокращения объема сметной документации.

3.2. Исходными данными для разработки сметных нормативов являются:

наиболее рациональные технические решения в проектах;

технология строительного производства и строительные машины, отвечающие последним достижениям научно-технического прогресса;

действующие стандарты на материалы, изделия и конструкции, а также оборудование;

действующие нормы и тарифные ставки по оплате труда рабочих в строительстве;

оптовые цены на промышленную продукцию, тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также тарифы на грузовые перевозки;

нормы амортизационных отчислений в народном хозяйстве, утверждаемые Советом Министров СССР.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs