СНиП IV-3-82
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Правила определения сметной стоимости
эксплуатации строительных машин
Приложение. Сборник норм для определения
сметной стоимости эксплуатации строительных машин
Дата введения 1984-01-01
РАЗРАБОТАН НИИЭС Госстроя СССР при участии проектных институтов: Гидропроекта, Гидроспецпроекта, Гидромехпроекта, Энергосетьпроекта (Минэнерго СССР); Метрогипротранса, Мосгипротранса, Союздорпроекта, Проектного института Главтранспроекта Минтрансстроя; Гипрошахта, Центрогипрошахта, Южгипрошахта (Минуглепрома СССР); ГСПИ (Минсвязи СССР); Дальстройпроекта (Минцветмета СССР); НИПИоргнефтегазстроя (Миннефтегазстроя); ВНИИпромстальконструкция, ПК треста Спецжелезобетонстрой, Фундаментпроекта (Минмонтажспецстроя СССР); Союзводпроекта (Минводхоза СССР); Союзморниипроекта (Минморфлота); Гипроречтранса (Минречфлота РСФСР); Мосинжпроекта и Мосоргстроя (Мосгорисполкома) и рассмотрены Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
РЕДАКТОРЫ - инженеры Г.В. Буданов, В.А. Лукичев (Госстрой СССР), М.П. Авилова, И.И. Григоров, А.А. Курносенко (НИИЭС Госстроя СССР)
ВНЕСЕН Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР
УТВЕРЖДЕН постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 7 июня 1983 г. № 111
ВЗАМЕН Норм для определения сметной стоимости машино-смен издания 1968 г.
1. Нормы настоящего Сборника предназначены для определения сметных цен машино-часа эксплуатации строительных машин.
2. Нормы затрат подразделяются на три группы: первая группа - единовременные затраты, вторая - годовые и третья - эксплуатационные затраты.
3. В составе единовременных затрат учтены все затраты, связанные с доставкой машины на строительную площадку с базы механизации или с другой строительной площадки, где машина работала ранее, в том числе заработная плата машинистов, их помощников и других рабочих, занятых на перевозке машин, их монтаже и демонтаже, а также если это необходимо, затраты на монтаж и демонтаж машины, затраты на вспомогательные устройства, связанные с монтажом и демонтажом (деревянные рамы, якоря, стеллажи и др.).
4. В состав годовых затрат входят амортизационные отчисления на полное восстановление и капитальный ремонт машин и сменного рабочего оборудования.
5. В состав эксплуатационных затрат входят затраты на содержание машинистов и другого обслуживающего персонала, на техническое обслуживание и текущий ремонт машин, на износ и ремонт сменной оснастки, на содержание и ремонт временных рельсовых подкрановых путей, на электроэнергию, сжатый воздух, топливо и смазочные материалы.
6. При определении величины эксплуатационных затрат учтены накладные расходы по организации и осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта строительных машин в размере 42% от заработной платы рабочих, занятых на этих работах.
В состав данных накладных расходов включены затраты на содержание административно-технического персонала и другие косвенные расходы по ремонтным участкам, а также расходы по амортизации, содержанию и эксплуатации как стационарного оборудования ремонтно-механических мастерских, так и передвижных средств (машин технической помощи, мастерских на базе автомобилей). Общие накладные расходы по содержанию трестов (управлений) механизации учитываются соответствующими нормами накладных расходов, установленными для строительных, специальных строительных и монтажных работ.
7. В составе затрат на заработную плату обслуживающего персонала учтена заработная плата рабочих, управляющих машиной и осуществляющих уход за ней в течение рабочей смены (машинистов, помощников машинистов и других рабочих).
Часовая заработная плата обслуживающего персонала исчислена на основании тарифных ставок по оплате труда рабочих в строительстве, действующих по состоянию на 1 января 1980 г., без учета районных и других коэффициентов. По машинам для проходки горных выработок на основании тарифных ставок, введенных с 1 января 1982 г. для рабочих угольной и сланцевой промышленности.
8. В нормы для определения сметной стоимости машино-часа не включена заработная плата рабочих (такелажников, монтажников, трубоукладчиков, подсобных рабочих), участвующих в механизированном строительном процессе, но не занятых непосредственно управлением машиной.
Не учтена также заработная плата сварщиков, рабочих, работающих механизированным инструментом, а также с помощью механизмов, приводимых в движение вручную (ручные лебедки, домкраты и т.д.) и заработная плата обслуживающего персонала (кроме ремонтных рабочих) машин и оборудования для проходки горных выработок обычными и специальными способами (кроме комплексов глинорастворных). Заработная плата указанных рабочих учитывается элементными сметными нормами на строительные работы.
9. По морским и речным транспортным средствам в графе "содержание команды" учтена заработная плата, выплачиваемая команде в течение года, т.е. в периоды навигации и зимнего отстоя, отнесенная на 1 машино-час.
10. Доплата за работу в ночное время рабочим, управляющим машиной (за исключением особо оговоренных случаев), в нормах не учтена.
11. К тарифным ставкам рабочих, занятых управлением машинами, за исключением машин для проходки горных выработок и оборудования для гидромеханизации, начислены премиальные в следующих размерах:
а) по автогрейдерам, грейдерам, бульдозерам, скреперам, тракторам и экскаваторам, для машинистов которых должна применяться сдельная оплата труда - 3%.
б) по остальным строительным машинам при повременно-премиальной системе оплаты труда - 20%.
12. В нормах не учитываются следующие затраты:
на устройство и разборку временных подкрановых путей под краны башенные, козловые, портально-стреловые и др. Эти затраты исчисляются на основе норм для определения сметной стоимости устройства и разборки временных подкрановых путей;
на устройство якорей для крепления вант монтажных мачт, монтаж, демонтаж и передвижку мачт, на установку и снятие ручных и приводных лебедок, домкратов и передвижных ленточных конвейеров. Эти работы учтены соответствующими элементными сметными нормами на строительные конструкции и работы;
на устройство фундаментов под компрессорные и насосные установки, на устройство фундаментов или путей под мачтовые или башенные опоры кранов кабельных. Эти затраты должны определяться в зависимости от конструкции и размеров фундаментов и подкрановых путей на основе соответствующих сметных норм;
на перебазировку, монтаж и демонтаж кранов консольных и кранов на железнодорожном ходу грузоподъемностью 50, 75 и 125 т при их работе на транспортном строительстве. Эти затраты определяются в зависимости от фактического расстояния перебазировки;
на устройство оснований и фундаментов, а также на транспортирование, монтаж и демонтаж инвентарных сборно-разборных конструкций и технологического оборудования бетонных заводов. Эти затраты определяются на основе соответствующих сметных норм;
на перегон с монтажной площадки в забой или из забоя в забой экскаваторов и отвалообразователей на горно-вскрышных работах. Эти затраты определяются в соответствии с проектом организации строительства;
на устройство и разборку коллекторов, водосбросных трубопроводов и погружение иглофильтров. Эти затраты, а также затраты по износу коллекторов и иглофильтров, принимаются по соответствующим нормам и расценкам;
на первоначальное заполнение систем замораживающих станций хладоагентами и на пополнение их в процессе эксплуатации, а также на расход воды для аммиачных компрессоров и градирен. Эти затраты определяются на основе проекта;
на эксплуатацию насосов для подачи к скважинам химреагентов, промывочного и тампонажного растворов в составе комплексов глинорастворных и тампонажных узлов, определяемые по проектным данным.
13. Нормы затрат для определения сметной стоимости эксплуатации замораживающих станций определяются суммированием соответствующих норм на эксплуатацию аммиачных компрессоров, градирен, насосов для рассольной и водоохлаждающей сети.
Заработная плата обслуживающего персонала замораживающих станций вынесена из третьей группы затрат и приведена в целом по станции с учетом обслуживания градирни и насосов в табл.1.
Таблица 1
Холодо- производительность, | Разряд | Сумма заработной платы, руб. | ||||
| старшего машиниста | машиниста | помощника машиниста | помощника машиниста | дежурного слесаря |
|
До 582 (до 500) | - | IV | - | II | V | 2,6 |
От 582 до 3490 | - | V | III | II | V | 3,51 |
Свыше 3490 | VI | V | III | II | V | 4,68 |
Затраты на сооружение внешней рассольной и водоохлаждающей сети, коллекторов, а также подготовку к пуску замораживающих станций нормами не учтены и должны учитываться дополнительно.
14. Нормы на машино-час эксплуатации насосов для водопонижения и водоотлива учитывают весь комплекс работ по их эксплуатации, включая монтаж и демонтаж при переброске их с объекта на объект и при ремонтах, и установлены исходя из одновременной работы на объекте более трех насосных установок. При одновременной работе на объекте трех и менее установок показатели под чертой гр.6 табл. 36 должны быть увеличены на величину поправки, приведенной в табл. 2.
Таблица 2
Код отраслей | Поправки к заработной плате, руб., при количестве установок, одновременно работающих на объекте | ||
| 3 | 2 | 1 |
3301-3305, 3308-3310, 3313-3328 | 0,05 | 0,18 | 0,55 |
3306, 3307, 3311, 3312 | 0,01 | 0,14 | 0,51 |
3329, 3330 | 0,22 | 0,1 | 0,47 |
3331 | 0,06 | 0,34 | 0,34 |
При определении сметной стоимости машино-часа резервных насосов в расчет принимать только затраты 1-й и 2-й групп, при этом к затратам 2-й группы применять коэффициент 0,63.
15. Нормы для определения сметной стоимости эксплуатации машин и оборудования, применяемых для горно-вскрышных работ при строительстве или реконструкции карьеров, предусматривают использование машин и оборудования, являющихся основными производственными фондами этих предприятий. В связи с этим первая группа затрат в нормах не учтена, а при расчете годовых затрат в инвентарно-расчетную стоимость, кроме затрат по доставке машин от завода-изготовителя на монтажную площадку строительства, включаются также затраты на их монтаж.
16. Нормы для определения сметной стоимости машино-часа технологического оборудования основных объектов строительства (козловых и мостовых кранов и др.), используемого в процессе строительства на монтажных работах, устанавливаются с учетом только третьей группы затрат.
17. При составлении смет на строительство объектов, возводимых в условиях, резко отличных от средних, принятых при разработке норм сметной стоимости машино-часа, допускается (при отсутствии специальных ассигнований на передислокацию строительной организации) применять к нормам затрат первой группы поправочные коэффициенты.
Применение коэффициентов может быть допущено в связи с изменением расстояний и частоты перебросок машины, если единовременные затраты, приходящиеся на машино-час, согласно проверенным и обоснованным расчетом данным, превышают нормативные единовременные затраты более чем на 40%.
Размер коэффициентов следует определять как соотношение полученного размера единовременных затрат, приходящихся на машино-час, к норме этих затрат для соответствующих машин, приведенных в настоящем Сборнике.
На основе полученных коэффициентов и норм единовременных затрат по каждой машине рассчитывается увеличение стоимости ее машино-часа в рублях. По этим данным и количеству машино-часов машин на единицу объема работ по сметным нормам определяется величина надбавки в рублях к соответствующим единичным расценкам.
18. В тех случаях, когда передислокация строительной организации производится за счет специальных сумм, предусмотренных в сводной смете, а смета на строительные работы составлена по ЕРЕР, необходимо из сметы на передислокацию исключить затраты на перевозку машин, учтенные в стоимости машино-часа.
19. Нормы для определения сметной стоимости машино-часа эксплуатации морских и речных плавучих средств даны по зонам в зависимости от усредненной длительности периода зимней консервации и климатических условий.
Морские бассейны Союза ССР разбиты на две зоны:
I зона - Северный и Дальневосточный бассейны, в которые входят все порты и портовые пункты, расположенные на Белом, Баренцевом морях и морях Тихого океана, их заливах, бухтах и лиманах;
II зона - Балтийский и Южный бассейны, в которые входят все порты и портовые пункты, расположенные на Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях, в их заливах, бухтах и лиманах.
Речные и озерные бассейны СССР разбиты на три зоны:
Северная зона - бассейны рек Амура, Енисея, Иртыша (г. Павлодар и ниже), Камы (в пределах Пермской области), Лены, Оби, Печоры и Северной Двины (за исключением Вычегды).
Средняя зона - бассейны рек Ангары, Волги, Вычегды, Иртыша (выше г. Павлодара), Камы (кроме Пермской обл.), Москвы, Невы, Оки, Свири, Селенги, Сухоны и Урала.
Южная зона - бассейны рек Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи, Днепра, Дона, Западной Двины, Кубани, Куры, Немана и Припяти.
Бассейны остальных рек следует относить к соответствующей зоне применительно к их расположению.
20. В настоящем Сборнике приводятся нормы применительно к тем видам строительства, на которых наиболее часто используется данная машина.
Для получения норм сметной стоимости машино-часа машин при их использовании на другом виде строительства нормы затрат первой и второй групп, приведенные в соответствующих таблицах, умножаются на коэффициенты, указанные в табл.3
21. Нормы настоящего Сборника предназначены и для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин в районах Крайнего Севера.
Распределение районов Крайнего Севера по зонам приведено в Технической части Сборника сметных цен эксплуатации строительных машин для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним.
Сметная стоимость машино-часа для указанных зон определяется в следующем порядке:
из норм единовременных затрат, руб., (перевозка на строительную площадку, монтаж и демонтаж) вычитается заработная плата, приведенная под чертой. Полученный результат умножается на коэффициенты табл.4;