СНиП IV-5-82
СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
Правила разработки единых районных единичных
расценок на строительные конструкции и работы
Приложение. Сборники единых районных единичных
расценок на строительные конструкции и работы
СБОРНИК 29. ТОННЕЛИ И МЕТРОПОЛИТЕНЫ
Дата введения 1984-01-01
РАЗРАБОТАНЫ институтом Метрогипротранс Минтрансстроя под методическим руководством НИИЭС Госстроя СССР и рассмотрены Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
ВНЕСЕНЫ Министерством транспортного строительства
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 30 июня 1982 г. N 171
ВЗАМЕН Сборника N 39 изд. 1968 г.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Расценки настоящего Сборника распространяются на работы по строительству железнодорожных, автодорожных, гидротехнических тоннелей и метрополитенов, а также тоннелей другого назначения как закрытым, так и открытым способами.
1.2. Расценки Сборника не распространяются на сооружение коллекторных тоннелей открытым способом.
1.3. При строительстве пешеходных переходов и транспортных развязок разрешается пользоваться расценками настоящего Сборника с 1271 по 1405 на открытый способ работ с применением коэффициентов к заработной плате:
для организаций Метростроя - 1;
для организаций других ведомств - 0,82.
1.4. Прямые затраты по территориальным районам (гр.11) учитывают заработную плату и стоимость эксплуатации машин по 1 (базисному) территориальному району, а затраты на материальные ресурсы - по соответствующим территориальным районам. Заработную плату рабочих и обслуживающего персонала машин для других территориальных районов следует корректировать.
1.5. В расценках приняты часовые ставки, приведенные в табл.1
Таблица 1
Вид работ | Расчетная продолжительность | Разряды часовых ставок по 1 (базисному) территориальному району | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Часовые ставки, руб. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Закрытый способ работ и путевые работы в тоннеле | 6 | 0,8 | 0,889 | 0,978 | 1,102 | 1,262 | 1,493 |
2. Шахтная поверхность | 6,82 | 0,541 | 0,604 | 0,665 | 0,743 | 0,85 | 1,006 |
3. Открытый способ работ и путевые работы на поверхности | 6,82 | 0,542 | 0,601 | 0,66 | 0,748 | 0,85 | 1,01 |
Примечание. В часовых ставках, приведенных в пп.1 и 2, учтены доплаты за работу в ночное время.
1.6. При применении для тоннельных работ расценок других Сборников, кроме расценок Сборника 35 "Горнопроходческие работы", к заработной плате необходимо применять коэффициенты:
при закрытом способе работ, включая устройство пути в тоннелях, - 1,69;
при открытом способе работ, включая устройство пути на поверхности, - 1,22.
1.7. Расценками Сборника 35 разрешается пользоваться только на работы, отсутствующие в настоящем Сборнике. К заработной плате в этом случае следует применять коэффициент 0,66 и коэффициенты, указанные в технической части Сборника 35.
Пользоваться расценками Сборника 35 на проходку и крепление горизонтальных и наклонных выработок не допускается.
1.8. В случае необходимости применения отдельных расценок закрытого способа работ для открытого способа надлежит применять коэффициент к заработной плате 0,72. При применении расценок открытого способа работ для закрытого способа надлежит применять коэффициент к заработной плате 1,38.
1.9. Расценки настоящего Сборника предусматривают классификацию грунтов, приведенную в табл.1 технической части Сборника ЭСН 29.
1.10. Стоимость транспортирования разработанных грунтов по поверхности к месту отвала, включая разгрузку их на отвале и содержание отвала, в расценки не включена и должна учитываться дополнительно согласно проектным данным о виде транспорта и расстоянии перевозки.
Накладные расходы на стоимость этих работ начислять в размерах, установленных для основных работ.
Данные об объеме и массе грунтов, подлежащих вывозке (с учетом переборов), приведены в расценках.
1.11. При выполнении работ в эксплуатируемом тоннеле метрополитена, производимых в ночное время в "окно" после снятия напряжения, следует применять к заработной плате рабочих следующие коэффициенты:
а) при использовании рабочих в течение рабочей смены только для выполнения работ, связанных с "окном", - 3;
б) при использовании части рабочей смены (до пуска рабочих в тоннель и после выхода их из тоннеля) для выполнения других работ, не связанных с "окном", - 2.
При выполнении тоннельных работ на действующих железнодорожных линиях применять коэффициенты в соответствии с указаниями Сборника 28 "Железные дороги".
Дополнительные расходы, вызванные применением указанных коэффициентов, должны определяться в сметах при обосновании их проектом. Оплату дополнительных расходов производить на основании актов, подтверждающих эти расходы.
1.12. В расценках не предусмотрена и должна учитываться дополнительно стоимость материалов, приведенных в гр.12.
Если в гр.12 не указаны тип и марка материалов, то их следует принимать по проектным данным.
1.13. В отдельных расценках в гр.12 показана возвратная стоимость материалов. Эта стоимость определена условно для включения в сметы. При расчетах за выполненные работы стоимость возвращаемых материалов следует уточнять в зависимости от их количества и качества, устанавливаемых двусторонним актом.
1.14. Стоимость электроэнергии и сжатого воздуха принята в расценках по средним ценам.
При получении электроэнергии и сжатого воздуха от передвижных установок (до пуска в эксплуатацию стационарных установок) разницу в стоимости энергоресурсов следует учитывать дополнительно.
ЗАКРЫТЫЙ СПОСОБ РАБОТ
1.15. Расц. с 69 по 84 предусматривают сооружение шахтных стволов глубиной до 15 м. При глубине шахтных стволов более 15 м следует пользоваться расценками Сборника 35 "Горнопроходческие работы".
1.16. Расц. с 3 по 18 и с 85 по 90 предусматривают сооружение шахтных стволов глубиной до 150 м. При глубине шахтных стволов более 150 м следует пользоваться расценками Сборника 35 "Горнопроходческие работы".
1.17. Расц. с 105 по 1270 предусматривают сооружение тоннелей закрытым способом работ при нормальном атмосферном давлении.
Для работ, выполняемых под сжатым воздухом, к расценкам настоящего Сборника следует применять коэффициенты, приведенные в п.3.1 настоящей Технической части. Указанные коэффициенты учитывают надбавку в размере 25% для работ, выполняемых под сжатым воздухом. Расход сжатого воздуха низкого давления принимать по проектным данным, а стоимость его определять по калькуляции и учитывать в сметах отдельной строкой.
1.18. Расценки предусматривают выполнение работ в обычных для сооружения шахтных стволов и тоннелей условиях, т.е. в тесноте, при искусственном освещении и вентиляции, а также при незначительном капеже и наличии воды под ногами.
При усиленном капеже и большом притоке грунтовых вод следует применять к затратам труда, заработной плате и эксплуатации машин коэффициенты, приведенные в пп.3.2 и 3.3 настоящей Технической части. При наличии одновременно капежа и слоя воды под ногами следует принимать только один (наибольший) из коэффициентов. При работе под сжатым воздухом указанные в пп.3.2 и 3.3 коэффициенты применять не следует.
1.19. Расценки настоящей главы, за исключением расценок на сооружение шахтных стволов, фурнелей и наклонных тоннелей, предусматривают сооружение подземных выработок с уклоном до 13°, при сооружении выработок с уклоном более 13° следует применять коэффициенты, приведенные в п.3.4 настоящей Технической части.
1.20. Расценки Сборника, кроме расц. с 353 по 358; с 376 по 381; с 385 по 391; с 420 по 441; с 447 по 461; с 507 по 521; с 741 по 830; с 898 по 909; с 922 по 933; с 958 по 965, учитывают эксплуатацию вспомогательных тележек или устройство лесов и подмостей в процессе производства работ. По перечисленным выше расценкам затраты на эксплуатацию вспомогательных тележек следует учитывать дополнительно по графику, разработанному в составе проекта.
На коротких участках тоннелей и в камерах, проходимых способом сплошного забоя, когда проектом предусмотрено устройство специальных лесов, их следует учитывать дополнительно по расценкам Сборника 8 "Конструкции из кирпича и блоков" с применением коэффициентов, приведенных в п.1.6 настоящей Технической части.
1.21. Расц. с 741 по 830 на установку стальных и железобетонных штанг в подземных выработках предусмотрен угол наклона штанг к горизонту:
в стены до 45°;
в кровлю и лоток свыше 45°.
В случае если угол наклона штанг в стенах более 45°, расценки принимать по установке штанг в кровлю, а при угле наклона штанг в кровле и лотке менее 45° принимать по установке штанг в стены.
1.22. Расц. с 696 по 731 на проходку восстающих и наклонных выработок проходческими комплексами не учитывают разработку их устья и камер для монтажа проходческих комплексов. Разработку устья следует принимать по расц. с 315 по 322 на проходку фурнелей, а камер - по соответствующим расценкам на сооружение штолен.
1.23. Расценками на проходку выработок, кроме эскалаторных тоннелей, не учтена стоимость приема грунта на эстакаде, откатки его в вагонетках до бункеров, выгрузки в бункер и погрузки в автомашины. Стоимость этих работ должна учитываться дополнительно по расц. с 737 по 740, а объем работ следует определять исходя из объемов грунтов с учетом переборов, приведенных в гр.12. Накладные расходы на указанные работы следует начислять в размере, установленном для основных работ. При привязке единичных расценок к местным условиям стоимость этих работ может включаться в расценки на основные работы.
1.24. Стоимость проходки форшахты шахтных стволов без временного крепления следует определять по соответствующим расценкам Сборника N 1 "Земляные работы" с применением коэффициентов, указанных в п.1.6 настоящей Технической части. Стоимость проходки форшахты шахтных стволов с временным креплением следует определять по расценкам на проходку шахтных стволов.
1.25. В расц. 97 и 98 на проходку шахтных стволов методом погружения крепи в тиксотропной рубашке учтены затраты на подъем. Затраты на сборку и разборку ножа, замену ножа на кольцо в расценке не учтены и их следует учитывать дополнительно по расц. 95, 96 и 984. Глубина сооружения шахтного ствола считается от основания форшахты.
1.26. Стоимость проходки шахтных стволов, тоннелей, расширения шахтных стволов с последующим штанговым креплением или устройством набрызг-бетонной обделки определяется по расц. с 3 по 68 и с 414 по 461 как проходка без крепления с добавлением стоимости штанговой крепи или набрызг-бетонной обделки по расц. с 741 по 814 и с 958 по 965.
1.27. По расц. с 105 по 163 определяется также стоимость проходки штолен подходных, обходных, транспортных и других, находящихся в эксплуатации не менее одного года, или штолен, которые будут обетонированы или забучены без разборки крепления.
1.28. Стоимость проходки штольневых выработок с креплением рамами всплошную следует определять по расц. с 105 по 158 и с 170 по 223 с добавлением стоимости установки дополнительного крепления по расц. с 233 по 238 из расчета двух дверных окладов на 1 м выработки для грунтов I-II групп и трех дверных окладов для грунтов III группы. Объем древесины и масса металла для дополнительных рам определяются по проекту, причем при определении объема древесины деревянных рам клинья не учитываются.
1.29. Расц. с 934 по 941 предусматривают сооружение монолитных железобетонных обделок при наличии металлической изоляции с приваренными анкерами, затраты по установке которой следует определять по расц. 1153. Установка остальной арматуры расц. с 934 по 941 не учтена и должна учитываться дополнительно по расц. 980, 981.
1.30. В расц. 989, 993, 996, 1003, 1006, 1009, 1021, 1024, 1027 на укладку первых колец тоннельной обделки учтена стоимость заполнения пространства между тоннельной обделкой и стенами камеры бетоном; стоимость нагнетания раствора следует учитывать по расц. 1042 и 1043.
1.31. Стоимость устройства порталов определяется по соответствующим расценкам закрытого способа работ.
1.32. Стоимость проходки ниш в тоннелях следует определять по расц. с 164 по 214 и с 224 по 232, a стоимость разработки штраб в сводах и стенах тоннелей - соответственно по расц. с 323 по 358 и с 367 по 375.
Стоимость бетонирования обделки ниш определяется по расц. с 946 по 951.
1.33. В расценках раздела "Закрытый способ работ", кроме расц. с 426 по 441, учтены затраты на откатку грунта и доставку в забой тоннеля материалов электровозами. При выполнении этих работ автомобильным транспортом к затратам труда и заработной плате следует применять коэффициент 0,9, а стоимость эксплуатации машин корректировать в соответствии с данными табл.2.
Таблица 2
Изменения стоимости эксплуатации машин при откатке автомобильным транспортом
| Стоимость эксплуатации машин, руб. | |
всего | в том | |
1 | 2 | 3 |
Исключить | ||
24-28; 39-48; 59-68; 392 | 0,22 | 0,03 |
393; 541; 548; 555; 562; 632; 696; 702; 708; 714; 720; 726 | 0,26 | 0,03 |
394-396; 420; 421; 452; 453; 457; 458; 467; 468; 472; 473; 482; 483; 487; 488; 497; 498; 502; 503; 542-544; 549-551; 556-558; 563; 564; 691; 692; 709; 715; 721; 727 | 0,33 | 0,04 |
389-391; 397-399 422-425; 454-456; 459-461; 469-471; 474-476; 484-486; 489-491; 499-501; 504-506; 523; 524; 526; 527; 529; 530; 532; 533; 545-547; 552-554; 559-561; 565-568; 633; 634; 693-695; 697; 698; 703; 704; 710-713; 716-719; 722-725; 728-731 | 0,38 | 0,05 |
699-701; 705-707 | 0,44 | 0,06 |
Добавить | ||
696; 702 | 0,11 | 0,04 |
420-425; 457-461; 472-476; 487-491; 502-506; 524; 527; 530; 533; 697; 698; 703; 704 | 0,16 | 0,06 |
699-701; 705-707 | 0,19 | 0,06 |