Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 51631-2000

Группа Ж22

     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ

Технические требования доступности для инвалидов

Passenger lifts.
Technical requirements of accessibility for disabled persons



ОКС 11.180

ОКП 48 3611

          48 3621

Дата введения 2001-07-01



Предисловие



1 РАЗРАБОТАН Инженерно-научно-техническим предприятием "ЦентрЛифт-АКЛ", Акционерной компанией "Лифт" и ОАО МОСОТИС Российской Федерации

ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 209 "Лифты, строительные подъемники и эскалаторы" и ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 июля 2000 г. N 195-ст

3 Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России в соответствии с федеральной комплексной программой "Социальная поддержка инвалидов", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г., N 59

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения



Настоящий стандарт распространяется на пассажирские лифты, предназначенные для оборудования жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений, отвечающих требованиям [1-5] и других федеральных, ведомственных и региональных нормативных документов на проектирование жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений.

Стандарт устанавливает технические требования к конструкции, системам управления и устройствам лифтов и лифтовых узлов зданий и сооружений, которые обеспечивают их доступность для пассажиров-инвалидов с нарушением сенсорных функций (зрения и слуха) или статодинамической функции, включая инвалидов, полъзующихся креслами-колясками и другими вспомогательными техническими средствами передвижения, а также для пассажиров, относящихся к маломобильной группе населения (далее - пользователи).

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

Примечание - Требования настоящего стандарта могут быть частично или полностью использованы при модернизации находящихся в эксплуатации пассажирских лифтов с целью обеспечения их доступности для пассажиров-инвалидов.

     2 Нормативные ссылки



В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 5746-83 Лифты электрические пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ 22011-95 Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия

ГОСТ 26334-84 Лифты электрические. Ряды грузоподъемности и скорости

ГОСТ 28911-98 Лифты и грузовые малые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления

ГОСТ 30471- 96/ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ 30475-96 (ИСО 6440-85)/ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85) Кресла-коляски. Термины и определения

     3 Определения и сокращения



3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 система управления, дверь комбинированная, кабина, кабина проходная, кнопка вызова, кнопка приказа, кнопочное управление, кнопочный пост управления, команда управления, лифт, лифт пассажирский, полезная площадь пола кабины: Согласно [6].

3.1.2 доступность лифта (лифтов) для пассажиров-инвалидов: Возможность для пассажиров-инвалидов перемещаться в пределах лифтового холла, вызвать лифт и при помощи лифта беспрепятственно перемещаться на нужный этаж (уровень) здания (сооружения).

3.1.3 инвалид: Лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

3.1.4 кресло-коляска: По ГОСТ 30475/ГОСТ Р 50653.

3.1.5 маломобильная группа населения: Лица преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины и т.п.

3.1.6 пассажирский лифт, доступный для инвалидов: Пассажирский лифт, отвечающий установленным требованиям доступности для пассажиров-инвалидов и маломобильных групп населения.

3.1.7 пользователь: Инвалид или лицо, относящееся к маломобильной группе населения, являющиеся пассажиром лифта, доступного для инвалидов.

3.1.8 сопровождающий: Лицо, оказывающее помощь пользователю при входе и выходе из кабины лифта, а также при управлении ею.

3.1.9 ширина кабины лифта: По ГОСТ 5746.

3.1.10 глубина кабины лифта: По ГОСТ 5746.

3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

КК - кресло-коляска;

ЛДИ - пассажирский лифт, доступный для инвалидов.

     4 Общие требования



4.1 ЛДИ должны отвечать требованиям настоящего стандарта по их доступности для пользователей, а также требованиям ГОСТ 22011 [6], в том числе по безопасности.

4.2 В зависимости от расстройства функций организма пользователей, для транспортирования которых предназначен ЛДИ, должна быть обеспечена возможность их транспортирования в положении сидя, стоя и сидя в КК с одним сопровождающим или без него.

Определение габаритных размеров кабины ЛДИ следует проводить с учетом минимальных размеров площадки, приведенных в таблице 1, необходимой для размещения пользователя в КК (без сопровождающего или с ним).

Таблица 1

Положение пользователя при транспортировании

Минимальные размеры площадки, необходимой
для размещения пользователя (ширина х глубина), мм

     Сидя в КК*** без сопровождающего

800х1250*

     Сидя в КК*** с сопровождающим, находящимся позади КК

800х1600**

     Сидя в КК*** с сопровождающим, находящимся сбоку КК

1100х1400

* Для ЛДИ, предназначенных для оборудования общественных и промышленных зданий, рекомендуется принимать размеры площадки 900 х 1250 мм.

** Для ЛДИ, предназначенных для оборудования общественных и промышленных зданий, рекомендуется принимать размеры площадки 900 х 1600 мм.

*** Габаритные размеры КК по ГОСТ 30471/ГОСТ Р 50602.



4.3 ЛДИ, предназначенные для транспортирования пользователей в КК, должны иметь:

- ширину кабины - не менее 1100 мм;

- ширину дверного проема - не менее 800 мм.

Размеры (внутренние) кабины ЛДИ (ширина х глубина), которые позволяют инвалиду в КК маневрировать в кабине, рекомендуется принимать не менее 1950 х 1400 мм.

4.4 Минимальная ширина (в свету) входного проема в кабину ЛДИ, предназначенного для транспортирования пользователей в КК, должна быть 800 мм.

Примечание - При проектировании новых зданий и реконструкции старых рекомендуется принимать ширину дверного проема ЛДИ не менее 900 мм.

4.5 Грузоподъемность ЛДИ определяется в соответствии с 3.2 и 3.3 [6] в зависимости от площади пола кабины. В полезную площадь кабины не входит площадь, занимаемая плинтусами и проекцией поручней.

Рекомендуется основные параметры и размеры ЛДИ принимать по ГОСТ 5746 и ГОСТ 26334.

При определении грузоподъемности ЛДИ массу пользователей при их транспортировании без сопровождающего следует принимать, кг, не менее:

120 - при транспортировании сидя или стоя;

155 - при транспортировании в КК.

Примечание - При транспортировании в КК в общественном и промышленном здании и сооружении рекомендуется принимать 225 кг.


Массу сопровождающего следует принимать не менее 100 кг.

4.6 Для обеспечения возможности перемещения пользователя в положении сидя кабина ЛДИ может быть оборудована откидным сиденьем размерами, мм:

400-500 - ширина;

300-400 - глубина;

500±10 - высота над уровнем пола кабины.

Сиденье должно размещаться у стены кабины и при освобождении автоматически возвращаться в откинутое положение.

4.7 Точность остановки кабины ЛДИ должна быть в пределах ±15 мм.

4.8 Двери кабины и шахты ЛДИ должны быть горизонтально-раздвижными, открывающимися и закрывающимися автоматически.

В ограниченных (обоснованных) случаях допускается использование распашных дверей шахты и комбинированных (распашная-раздвижная) дверей кабины при выполнении следующих требований:

- должна быть обеспечена возможность беспрепятственно открывать и закрывать двери;

- двери должны сохранять открытое положение до тех пор, пока пользователь после посадки или высадки не произведет действия, предусмотренные для их закрытия. Закрытие дверей должно быть автоматическим;

- усилие, прилагаемое к ручкам двери шахты, открываемой вручную, - не более 40 Н;

- размеры посадочной площадки перед ЛДИ должны позволять пользователю открыть дверь кабины и шахты и выполнить маневр для перемещения;

- глубина кабины должна быть увеличена по сравнению с кабиной лифта, оснащенной горизонтально-раздвижными дверями на величину, которая необходима для открытия комбинированной двери (дверей при проходной кабине);

- в глухих, выполненных из непрозрачного материала, дверях шахт и (или) кабин лифтов должно быть выполнено смотровое отверстие, отвечающее требованиям 5.1.9, 5.1.10 и 5.5.17 [6]. Нижний край смотрового отверстия должен быть размещен на высоте 1000-1100 мм над уровнем порога.

4.9 Цвет окраски дверей шахты и кабины ЛДИ должен быть контрастным относительно цветов передней стены шахты и стен кабины соответственно.

4.10 Поверхность пола кабины ЛДИ, на котором размещается пользователь, должна быть изготовлена из материала, препятствующего скольжению.

На посадочных площадках следует обеспечить условия, предотвращающие опасность скольжения и травмирования пользователя. Использование полированных материалов в качестве отделки пола кабины лифта и посадочных площадок не допускается.

4.11 Цвет окраски порога кабины ЛДИ должен контрастировать с цветом пола посадочной площадки и пола кабины. Цвет пола кабины должен контрастно отличаться от цвета пола посадочной площадки.

4.12 Как минимум, на одной из боковых стенок кабины ЛДИ должен быть установлен горизонтальный поручень, доступный для пользователя.

Рабочая часть поручня, если она некруглой формы, должна иметь минимальный и максимальный описанные диаметры 30 и 50 мм.

При выполнении поручня круглой формы - его диаметр (40±5) мм.

Поручень не должен загораживать панель управления в кабине. Допускается в зоне размещения панели управления делать разрыв поручня.

Зазор между поручнем и стенкой кабины - не менее 40 мм.

Поручень должен быть расположен на высоте 900-1100 мм над уровнем пола кабины.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»