Статус документа
Статус документа


СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ
к СНиП

     

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



РЕКОМЕНДОВАНО к изданию секцией Научно-технического совета Института общественных зданий Минстроя России (бывший ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры).


РАЗРАБОТАНО к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения". Изложены основные планировочные и объемно-планировочные требования и положения к проектированию детских яслей-садов, комплексов дошкольных учреждений, помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах. Даны примеры архитектурного решения.

Для инженерно-технических работников проектных и строительных организаций.

Предисловие



Детские дошкольные учреждения являются наиболее массовыми объектами гражданского строительства, проектирование и строительство которых тесным образом связано с реализацией жилищной программы и перестройкой системы народного образования, а также с социальной сферой жизнедеятельности населения. Особо важную роль при проектировании следует отводить влиянию архитектурной среды на формирование личности ребенка, исключение отрицательных воздействий монотонного однообразия на его психологию. На современном этапе при сокращении "безадресного" проектирования типовых зданий необходим более тщательный учет региональных природно-климатических и национальных особенностей, специфики социальных потребностей населения, особенностей демографии. Проекты зданий должны отвечать задачам гуманизации жилой среды, высоким архитектурно-художественным и эстетическим требованиям. В дополнение к настоящему Пособию будут разработаны Нормали основных планировочных элементов зданий детских дошкольных учреждений, содержащие функционально-габаритные схемы с оборудованием всех помещений зданий дошкольных учреждений общего типа и специализированных.

Разработано ЦНИИЭП учебных зданий (канд. архит. Н.Н.Щетинина - руководитель темы: архитекторы О.А.Барханова, Т.В.Воеводина, Т.Г.Дунаева, Е.Н.Зайченко, М.В.Каливкина, E.М.Макотинская, Э.П.Мельникова, А.С.Папок, Е.А.Тихонова, М.Н.Тюричева; инженеры В.А.Белов, B.C.Вольман, Т.И.Галактионова, Л.Е.Герке, В.Г.Дубовой, С.П.Соловьев, А.А.Розенберг, Г.Л.Якубович; техник Л.Н.Соловьева); использованы материалы ЛенЗНИИЭП, КиевЗНИИЭП КНИИПИАТ (НРБ), ИВГ (ГДР), ЦОБПБО (ПНP).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1.В дошкольных учреждениях дети получают физическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также необхожимые для их возраста знания и умения.

1.2. Сеть дошкольных учреждений формируется из детских дошкольных учреждений общего типа.

Классификация детских дошкольных учреждений представлена в  табл.1.    

Таблица 1

N
п.п.

Тип дошкольного
учреждения

Назначение*

Режим работы

Группы

Возраст, лет

Место размещения здания дошкольного учреждения


Общего типа:






1

детские ясли-сады

Для детей с нормальным физическим и умственным развитием

Дневной (круглосуточный)

Ясельные

От 1 года
до 3 лет

Микрорайон; поселок городского типа; сельский населенный пункт





Дошкольные

От 3 до 6 лет

То же

2

детские сады

То же

То же

"

То же

"

3

комплексы дошкольных учреждений

Для детей с нормальным физическим и умственным развитием

Дневной (кругло-
суточный)

Ясельные

От 1 года до 3 лет

Микрорайон; поселок городского типа; сельский населенный пункт




То же

Дошкольные

От 3 лет до 6 лет

То же


Специализированные  для детей с нарушением:






4

слуха

Для глухих и слабослышащих детей

Кругло-
суточный

Ясельные

От 2 до 3 лет

Селитебная зона



То же

"

Дошкольные

От 3 до 6 лет

Зеленая зона

  

  

Для глухих и слабослышащих детей

Круглосуточный

Подгото-
вительные

От 6 до 7 лет

Города

5

зрения

Для слабовидящих (с остротой центрального зрения от 0 до 0,4), с косоглазием и амблиопией

Круглосуточный

Подгото-
вительные

От 6 до 7 лет

Города

6

опорно-двигательного аппарата

Для детей с нарушением функций опорно-двига- тельного аппарата, с нормальным интеллектом или вторичной задержкой психического и речевого развития

"

"

"

"

7

интеллекта

Для умственно отсталых детей - олигофренов в степени дебильности

Круглосуточный

Дошкольные

От 3 до 6 лет

Селитебная зона

  

  

  

  

Подгото-
вительные

От 6 до 7 лет

Зеленая зона города

8

речи (логопедические)

Для умственно отсталых детей - олигофренов в степени дебильности

Круглосуточный

Ясельные

От 2 до 3 лет

То же



То же

"

Дошкольные

От 3 до 6 лет

"



"

"

Подгото-
вительные

От 6 до 7 лет

"

9

Санаторно-оздорови- тельные

Для ослабленных детей, страдающих различными хроническими заболеваниями или предраспо-
ложенных к ним

Круглогодичный или круглосуточ- ный

Ясельные

От 1 до 3 лет

Загородная зона или хорошо озелененная территория города, удаленная от источников шума и загрязнения воздуха, в удобной доступности от городского транспорта



То же

То же

Дошкольные

От 3 до 6 лет

  



"

"

Подгото-
вительные

От 6 до 7 лет




Для детей с ранним проявлением туберкулезной инфекции, заболеванием органов дыхания, изменением сердечно-сосу- дистой системы, сколиозами I-II степени и нарушением осанки

Круглогодичный или круглосуточный

Подгото-
вительные

От 6 до 7 лет

То же

10

Загородные дачи

Для летнего отдыха и оздоровления дошкольников

Круглосуточный сезонный (возможно круглогодичное ядро)

Ясельные

От 2 до 3 лет

Пригородная зона



Для летнего отдыха и оздоровления дошкольников

Круглосуточный сезонный (возможно круглогодичное ядро)

Дошкольные

От 3 до 6 лет

То же

11

Группы кратковременного пребывания детей

Для присмотра за детьми, чьи родители работают неполный рабочий день

Дневной
(4-5 ч)

Ясельные

От 1 до
3 лет

При жилом доме




То же

Дошкольные

От 3 до 6 лет

То же

12

Дома ребенка

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

Круглогодичные

Ясельные

С рождения до 3 лет

В зеленой зоне города

13

Детские дома

То же

"

Дошкольные

С 3 до 6-7 лет

То же

     

1.3. Возрастные группы детей в детских дошкольных учреждениях и количество детей в группах должно приниматься по действующему на данный период Положению о соответствующем дошкольном учреждении или по табл.2.     



Таблица 2



Вместимость групп, мест

Группы

Возраст детей, лет

детских дошкольных учреждений общего типа

специализиро-
ванных дошкольных учреждений

санаторно-оздо- ровительных дошкольных учреждений

кратковременного пребывания детей



сущест-
вующее

рекомен-
дуемое

сущест-
вующее

рекомен-
дуемое

сущест-
вующее

рекомен-
дуемое

сущест-
вующее

рекомен-
дуемое

Ясельные:










2-я раннего возраста

1-2

20

15

15

10

-

-

-

-

1-я младшая

2-3

20

15

15

10

15

10

10

5

Дошкольные:










2-я младшая

3-4

25

20

15

10

20

12

15

7-8

средняя

4-5

25

20

15

10

20

12

15

7-8

старшая

5-6

25

20

15

10

20

12

15

7-8

подготовительная

6-7

-

-

15

10

20

12

15

7-8



Количество и соотношение разных возрастных групп в здании следует определять по демографическим данным региона строительства.

1.4. Наиболее массовыми типами дошкольных учреждений являются детские ясли-сады. Их максимальная вместимость не рекомендуется более 14 групп или 350 мест.

Для выбора объектов массового строительства рекомендуется пользоваться табл.3.     

Таблица   3

N
п.п

Тип зданий

Вместимость, мест

Количество детей в группах, чел.

  

  

  

ясельных

дошкольных

  

  

  

2-я раннего возраста

1-я младшая

2-я младшая

средняя

старшая


Детские ясли-сады:







1

на 2 группы

45

-

20

-

25

-

2

"   4     "

95

-

20

25

25

25

3

"   6     "

140

20

20

25

25

50 (25х2)

4

"   8     "

190

20

20

50 (25х2)

50 (25х2)

50 (25х2)

5

на 12 групп

280

40 (20х2)

40 (20х2)

50 (25х2)

75 (25х3)

75 (25х3)

6

"   14     "

330

40 (20х2)

40 (20х2)

75 (25х3)

75 (25х3)

100 (25х4)



Учитывая перспективную тенденцию сокращения групп детей ясельного возраста и особенно 2-й группы раннего возраста, рекомендуется предусматривать проекты детских садов с помещениями групповых ячеек для детей дошкольного возраста, которые могут использоваться при необходимости для размещения ясельных групп.

1.5. Обучение детей шестилетнего возраста, особенно с ослабленным здоровьем, может организовываться на базе детских дошкольных учреждений. В этом случае в дошкольном учреждении может предусматриваться 1-2 первых класса с численностью групп 25 человек.

1.6. Комплексы детских дошкольных учреждений создаются с целью более рациональной организации воспитательных и административно-хозяйственных функций в учреждении, получения разнообразных архитектурно-композиционных решений жилой застройки, более эффективного использования территории.

Комплексы дошкольных учреждений следует проектировать на основе централизации пищеблока, постирочной, служебно-бытовых, медицинских помещений, а также помещений для физкультурных и музыкальных занятий детей.

Эффект, получающийся от кооперации пищеблока и постирочной на несколько дошкольных учреждений, позволяет включить в состав комплексов дополнительные общевоспитательные помещения (плавательный бассейн, залы для занятий).

Вместимость и структура комплекса дошкольных учреждений должна определяться заданием на проектирование по согласованию с органами просвещения и здравоохранения.

1.7. Создание комплексов наиболее целесообразно при средней и высокой плотности жилой застройки, когда происходит сокращение селитебной территории и парное размещение дошкольных учреждений.

Комплексы детских дошкольных учреждений принципиально могут решаться по трем вариантам:

в виде нескольких отдельно стоящих или соединенных переходом зданий (корпусов) с групповыми ячейками для детей разных возрастов (ясельных и дошкольных) и блоком зальных и административно-хозяйственных помещений (рис.1);

в виде одного здания блочной структуры, объединяющего центральным блоком с залами и административно-хозяйственными помещениями два учреждения по 8, 10, 12 или 14 групп (рис.2);

в виде взаимосвязанной системы дошкольных учреждений на весь микрорайон, в которую входят центр дошкольного воспитания, встроенные или пристроенные к жилым домам помещения групповых отделений для ясельных детей, оздоровительных дошкольных групп, помещений кратковременного пребывания детей и предприятие централизованного обслуживания (рис.3).

Рис.1. Схема организации комплексов дошкольных учреждений
(ЦНИИЭП учебных зданий)

     
а - в виде отдельно стоящих зданий; б - в виде корпусов, соединенных переходом

1 - корпус ясельных групп; 2 - корпус групп детского сада; 3 - служебно-бытовое здание

        

Рис.2. Схема организации комплексов дошкольных учреждений в одном здании
(ЦНИИЭП учебных зданий)

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».