Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по повышению качества дорожных оснований из щебня различных пород

3. Конструирование дорожной одежды с учетом
свойств материалов основания



3.1. Дорожная конструкция должна обеспечивать минимальное попадание в щебеночное основание воды с поверхности и отвод этой воды из несущих слоев. Для этого конструктивные слои на проезжей части и обочина должны размещаться таким образом, чтобы их водонепроницаемость возрастала в направлении снизу вверх.

Дополнительный (подстилающий) слой основания устраивается в зонах значительного и избыточного увлажнения на всю ширину земляного полотна. Коэффициент фильтрации песчаных дренирующих материалов должен быть не менее 2 м/сутки при устройстве основания из щебня категории С и не менее 1 м/сутки при устройстве оснований из щебня категории П. Необходимость в дренирующем слое отпадает, если земляное полотно отсыпано из песка с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сутки.

На обочинах предусматриваются водозащитные слои, которые должны иметь плотный контакт с покрытием проезжей части. Для их устройства используют грунтощебень, высевки, гравийно-песчаные оптимальные смеси с коэффициентом сбега более 0,8 и другие материалы с высокой плотностью.

3.2. При укладке основания на подстилающие слои из одномерных песков с объемной массой в уплотненном состоянии менее 1,8 г/см в целях обеспечения ровности поверхности щебеночного слоя и условий его уплотнения предварительно устраивают защитные слои. Толщина этих слоев из гравийно- и щебеночно-песчаных смесей, высевок из магматических пород или крупных песков оптимального состава - 8-12 см. Щебеночно-песчаный слой можно устраивать путем втапливания в песок крупного щебня; примерный расход щебня - 8 м на 100 м поверхности.

Защитные слои можно устраивать методом укрепления верхней части песчаного слоя (5-8 см) вяжущими: цементом (2-4%), активной золой уноса (10-15%), битумной эмульсией (3-5%).

Наличие защитного слоя позволяет уменьшить толщину щебеночного основания на 3-5 см, меньшая толщина достигается при устройстве защитных слоев из зернистых материалов.

3.3. Минимальная толщина основания должна в 2 раза превышать максимальный размер зерен для фракционированного щебня и в 1,5 раза - для щебеночной смеси.

Основания из каменных материалов с разными физико-механическими свойствами целесообразно устраивать в два слоя, используя в верхнем слое более прочные и водо-, морозостойкие материалы.

Требуемая толщина верхних слоев дорожной одежды (щебеночное основание+покрытие) рассчитывается по прочности на сдвиг нижележащих слоев (ВСН 46-72).

3.4. Минимальная толщина покрытия из плотной асфальтобетонной смеси назначается в зависимости от модуля упругости щебеночного основания и интенсивности движения, приведенной к расчетному автомобилю группы А (ВСН 46-72), по табл.3.1.

Таблица 3.1

Модуль упругости щебеночного основания, МПа (кгс/см)

Минимальная толщина асфальтобетонного покрытия, см, при интенсивности движения расчетного автомобиля группы А, авт./сутки



50-100

100-200

200-500

500-1000

50-100(500-1000)

10

11

12

13

100-150 (1000-1500)

9

10

11

12

150-200 (1500-2000)

8

9

10

11

200-300 (2000-3000)

7

8

9

10

300-500 (3000-5000)

-

7

8

9

          

Примечание. Толщина рассчитана для однослойного покрытия из плотной асфальтобетонной смеси 3-4-й марок. Толщину следует увеличить на 20% при устройстве двухслойного покрытия с применением в нижнем слое пористого асфальтобетона (водонасыщение 3-9%) и на 50% - при использовании высокопористого асфальтобетона (водонасыщение - 9-12%); уменьшить на 20% при использовании смесей 1-2-й марок и на 10-15% при применении теплых асфальтобетонных смесей, если расчетная интенсивность движения, приведенная к автомобилю группы А, меньше 200 авт./сутки.


Для дорог IV-V категорий требуемая минимальная толщина покрытия также может быть установлена по табл.3.1 с учетом того, что используется расчетный автомобиль группы Б и толщина слоев покрытия меньше на 40%.