Статус документа
Статус документа


СП 35-114-2003

     
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ


РЕКОНСТРУКЦИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЗДАНИЙ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Reconstruction and adaptation of buildings accessible for elderly persons


ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) Госстроя России

2 ВНЕСЕН Министерством труда и социального развития Российской Федерации

3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры, Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России

4 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 15 сентября 2003 г. N 165

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВВЕДЕНИЕ


Настоящий Свод правил разработан в развитие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Необходимость существенного увеличения объемов реконструкции и модернизации фонда недвижимости в нашей стране диктуется рядом обстоятельств:

- несоответствием динамики социально-экономических процессов составу и качеству зданий гражданского назначения;

- потребностью широкого внедрения мероприятий по адаптации среды обитания (проживания и пребывания) для лиц старших возрастов и инвалидов с учетом принципиально меняющейся концепции жизнеобеспечения этих групп населения в рамках государственной политики РФ;

- моральным старением объемно-планировочных решений, низким уровнем архитектурно-художественного оформления существующих зданий и сооружений, в том числе специализированных учреждений для лиц старших возрастов (в дальнейшем - ЛСВ);

- значительным физическим износом основных конструкций, инженерного оборудования и элементов обустройства;

- низкой энергоэффективностью жилых и общественных зданий, приводящей к непосильным для государства и населения эксплуатационным затратам.

Проблема преобразования сложившейся застройки связана с необходимостью решения комплекса социальных, экономических, экологических и архитектурно-художественных задач. Для эффективного выполнения работ по адаптации среды жизнедеятельности и объектов социальной сферы к потребностям ЛСВ должны быть проведены соответствующие организационные и организационно-технические мероприятия, направленные на существенную экономию затрат, финансовых и материально-технических ресурсов при обеспечении последовательного и поэтапного завершения работ в максимально сжатые сроки.

Опыт предыдущих десятилетий по реконструкции и модернизации массовых жилых и общественных зданий свидетельствует о том, что аспекту приспособления - адаптации зданий и сооружений для нужд ЛСВ практически не уделялось внимания.

На некоторых запроектированных и реализованных объектах реконструкции в лучшем случае делались попытки переустройства квартир первого этажа для семей с инвалидами на креслах-колясках. При этом в качестве нормативно-методической базы проектирования использовались нормы и правила реконструкции жилых зданий (ВСН 61-89 р), не содержащие каких-либо указаний и требований по жизнеобеспечению пожилых людей, и нормативные положения по обеспечению доступности зданий для инвалидов (ВСН 62-91*).

Поворотным моментом можно считать введение Госстроем России в 1999 г. базового блока нормативных документов (НД) 35-го комплекса в систему нормативной документации в строительстве и разработку СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и четырех сводов правил к нему.

Данный Свод правил 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей" развивает и конкретизирует содержательную часть базового блока НД в области требований конкретной части маломобильного населения - лиц старших возрастов - к реконструкции и приспособлению зданий гражданского назначения, а также элементов городской среды.

Архитектурные решения рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию возрастных нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики и на облегчение труда по уходу за ЛСВ. Отмечена в том числе совокупная специфика ЛСВ, отличающая данную категорию от других групп маломобильного населения, а именно: потребность в более высокой степени освещенности и обогрева помещений, насыщенности среды легко воспринимаемыми информирующими предметами и приборами, оснащение коммуникационных пространств большим количеством мест отдыха и т.п.

Нормативный документ разработали: руководитель разработки Свода правил - арх. Н.П.Малиночка; ответственный исполнитель канд. техн. наук В.Ф.Кротюк (разделы текста и компьютерная графика) при участии канд. техн. наук А.Н.Спивака, инж. Л.В.Сигачевой.

Консультативное участие в составлении сводной редакции документа - канд. архит. A.M.Гарнеца (руководителя работ по разделу "ФЦП "Старшее поколение"").

Внесен Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России.

Представлен к утверждению Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России (В.В.Тишенко, С.Ю.Сопоцько), Управлением архитектуры Госстроя России (Э.А.Шевченко, Н.Н.Якимова).

Согласован Федеральным центром сертификации в строительстве Госстроя России (Л.А.Викторова), ГУГ противопожарной службы МЧС России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Минтрудом России.

В тексте и графической части частично использованы материалы:

Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуски 1, 3-5, 10-12, 21.

     

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ     

1.1 Требования настоящего Свода правил направлены на оптимизацию среды жизнедеятельности пожилых людей за счет переустройства и переоборудования помещений жилых и общественных зданий, создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей в реконструируемых зданиях и сооружениях необходимый уровень доступности для лиц старших возрастов (ЛСВ), комфортность условий проживания и беспрепятственность пользования услугами, предоставляемыми для них.

Требования документа распространяются на все элементы массовых гражданских зданий и сооружений, входящих в систему жизнедеятельности ЛСВ, в том числе учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.

1.2 Положения Свода правил рекомендуется применять совместно с требованиями СНиП 35-01, а также СП 35-101.

1.3 В документе приведен набор требований, рекомендуемых элементов архитектурного решения и проектных мероприятий, которые желательно предусмотреть при реконструкции, а также при приспособлении зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей. Выбор применяемого состава мероприятий, конкретизация требований и определение этапов их реализации устанавливаются заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.

1.4 При реконструкции и приспособлении зданий к объектам нормирования архитектурной среды для ЛСВ следует относить:

- благоустройство и озеленение участка здания;

- входные и аварийно-эвакуационные зоны здания;

- планировочное решение коммуникационных путей;

- планировку групп помещений и отдельных помещений;

- устройство мест проживания, обслуживания и мест отдыха.

1.5 Набор нормативных положений Свода правил допускает возможность выбора вариантов проектных решений исходя из требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения комфортного доступа к нему и использования его ЛСВ.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

1.6 В настоящем СП даны ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 2.03.01-84* "Бетонные и железобетонные конструкции";

СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";

СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";

СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий"

СНиП II-12-77 "Защита от шума";

СНиП II-22-81 "Каменные и армокаменные конструкции";

СНиП II-23-81* "Стальные конструкции";

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";

СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";

СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";

СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";

СП 35-107-2003 "Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства";

МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэнергоснабжению";

НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования";

НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях";

Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуски 1, 3-5, 10-15, 21.

1.7 Дополнительный перечень нормативно-методических документов, рекомендуемых к использованию по теме данного СП в качестве справочных, приведен в приложении А.

2 ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И ЭЛЕМЕНТОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

    

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ

2.1 Общим принципом адаптации среды жизнедеятельности ЛСВ может служить принцип индивидуального, свободного выбора места проживания и пребывания пожилого человека на каждом временном этапе, обусловленном возрастными нарушениями здоровья, в режиме необходимого и достаточного благоприятствования (ухода и опеки).

2.2 При реконструкции зданий и сооружений рекомендуется ориентироваться на приоритетное развитие внестационарных форм оказания помощи нетрудоспособным лицам, отвечающих условиям возможного максимального пребывания человека в привычной для него домашней обстановке, сохранения контактов с окружающей средой.

Этим условиям удовлетворяет, прежде всего, надомное обслуживание, осуществляемое в старых микрорайонах массовой городской и сельской жилой застройки в реконструируемых и приспособленных зданиях под специализированные жилые дома с комплексом служб социально-бытового и медицинского назначения, а также под специализированные жилые комплексы.

2.3 Процесс реновации должен быть обеспечен на элементах следующих объектов (1.4):

- придомовые территории, основные эксплуатируемые функциональные площадки и коммуникации;

- основные микрорайонные пешеходные коммуникации, связывающие жилые здания, в том числе с целевыми реконструируемыми квартирами, с объектами повседневного и периодического обслуживания (магазины, универсамы и мини-маркеты, специализированные предприятия торговли и отделы "хлебо-булочные изделия", "молочные продукты", "бакалея", киоски и торговые киоски-автоматы; аптеки и аптечные киоски; столовые, кафе и закусочные, в том числе пирожковые, чайные, молочные и т.п.; ремонтные мастерские и мастерские экспресс-обслуживания, приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания, пункты проката, бюро комплексного обслуживания; поликлиники и общесоматические больницы; многофункциональные здания клубов по месту жительства и клубов по интересам; сбербанки и почты; административные здания социальной сферы; храмы и ритуальные здания), а также с рекреационными площадками (зонами отдыха) и остановками общественного транспорта;

- входные узлы жилых и общественных зданий (наружные лестницы, пандусы и подъемники; входные площадки; наружные и тамбурные двери; тамбуры и холлы первого этажа; аварийно-эвакуационные выходы; вертикальные коммуникации, обеспечивающие доступность посадочной площадки лифтов);

- внутренние, коллективно используемые, в том числе ЛСВ, коммуникации зданий (устройство и оснащение лестниц, пандусов, лифтов, подъемников, коридоров, галерей и т.д.);

- заполнение внутренних дверных проемов (габариты, запорные и сигнальные устройства, безопасность используемых материалов и т.д.);

- помещения индивидуального использования (габариты коридоров, проходов; мебель; подсобные помещения; функциональные зоны; балконы и лоджии);

- инженерно-техническое оснащение и оборудование помещений и зон индивидуального использования: электроосветительные и нагревательные системы и приборы; вентиляция и кондиционирование; слаботочные системы и устройства (системы охраны и оповещения; телекоммуникационные системы и устройства, в том числе телефония, радио, компьютерные сети и телевидение); шумозащитные мероприятия.

2.4 Для удобства ориентации и комфортности пребывания ЛСВ в пределах одного объекта целевой адаптации (города, района, микрорайона, учреждения) рекомендуется единая информационная система (СП 35-101 и СП 35-103).

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

2.5 Объектами реконструкции могут быть жилые здания, полностью или частично адаптируемые под специализированное социальное жилище, и общественные здания, адаптируемые под учреждения обслуживания ЛСВ.

Состав и объем реконструкционных мероприятий в значительной степени определяются типом адаптируемого здания.

2.6 Используемые для адаптации общественные здания характеризуются значительным разнообразием конструктивных типов: это могут быть здания с несущими продольными или поперечными стенами из кирпича, бетонных блоков или железобетонных панелей и перекрытиями из сборных железобетонных плит, а также каркасно-панельные здания с наружными стенами навесными или самонесущими.

При адаптации жилых зданий наиболее вероятно использование типовых массовых серий, выполненных в крупнопанельной конструктивной системе, как правило, с поперечными несущими стенами и наружными (продольными) несущими стенами навесными или самонесущими.

С целью снижения затрат на адаптацию в проекте реконструкции следует максимально учитывать особенности конструктивного типа здания.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs