ВСН 12-87
----------------------------
Минморфлот СССР

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ПРИЧАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА.

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

     
Дата введения 1987-06-01

РАЗРАБОТАНЫ

Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект"

Главный инженер

Ю.А.Ильницкий

Начальник отдела стандартизации и метрологии

М.И.Калашников

Ответственный исполнитель

Главный специалист


Г.Ф.Баранов

Исполнитель

В.И.Ярошенко

Одесским филиалом института

"Черноморниипроект"

Главный инженер

В.М.Таран

Исполнители

Г.Ф.Колесников А.И.Козловский

ВНЕСЕНЫ

В/О "Морстройзагранпоставка"

Заместитель председателя


М.Г.Тетенко

СОГЛАСОВАНЫ

Госстроем СССР

письмо от 26.05.87 N АЧ-2418-8

ГУПО МВД СССР

письмо от 15.12.86 N 7/6/3373

Госкомнефтепродуктом РСФСР

письмо от 17.07.86 N 31/5

Миннефтепромом СССР

письмо ГУПиКС от 05.12.86 N 6-1-33/1155


УТВЕРЖДЕНЫ Министерством морского флота СССР 29.05.87 г.

ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ


Нормы распространяются на проектирование системы автоматической противопожарной защиты (САПЗ) причального комплекса для перегрузки нефти и нефтепродуктов в морских портах Минморфлота СССР.

Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании противопожарной защиты вновь строящихся, реконструируемых и технических перевооружаемых причальных комплексов.

При проектировании системы противопожарной защиты причальных комплексов следует также руководствоваться требованиями, установленными строительными нормами и правилами, государственными стандартами, инструкциями, "Правилами перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота", "Общими правилами морских торговых и рыбных портов", нормами технологического проектирования морских портов и другими действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Перечень нормативных документов приведен в справочном приложении 1.

Тушение пожара на стоящем у причала танкере предусматривается мобильными средствами при немедленном отводе танкера на рейд, для чего любая нефтегавань должна быть обеспечена плавсредствами с системами водопенного тушения и водяного орошения, отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.

Настоящие нормы не распространяются на следующие сооружения:

сливо-наливные причалы для перегрузки сжиженных газов, органических кислот, спиртов и других полярных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, свойства которых, в том числе по взрывопожарной опасности, несходны с аналогичными свойствами нефти и нефтепродуктов (справочное приложение 3);

береговые объекты комплекса, требования к противопожарной защите которых устанавливаются нормативными документами, утвержденными или согласованными Госстроем СССР;

стационарные судовые системы пожаротушения танкера.

Примечание. Системы пожаротушения танкера, противопожарные устройства и оборудование на них должны отвечать требованиям ОСТ 5.5491-80, "Правил классификации и постройки морских судов", Регистра СССР и "Правил перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Причальные комплексы, на которые распространяются настоящие нормы, включают:

причалы (пирсы) и причальные сооружения, размещенные на них служебные помещения, швартовные и отбойные устройства;

технологическую (оперативную) площадку причала (пирса) с размещенными на ней перегрузочным оборудованием (в том числе шлангующими устройствами), грузовыми и бункеровочными трубопроводами.

1.2. При проектировании причальных комплексов перегрузки нефти и нефтепродуктов следует предусматривать устройство САПЗ, обеспечивающей тушение пожара на технологической площадке причального комплекса либо в любой точке причала (пирса).

1.3. При проектировании САПЗ причального комплекса в расчет следует принимать один пожар, независимо от количества причалов и одновременно обрабатываемых танкеров. При обслуживании САПЗ причального комплекса и нефтебазы принимается 2 пожара - один на танкере и второй на нефтебазе, если нефтебаза I-й и II-й категории по СНиП II-106-79.

1.4. САПЗ причального комплекса является взаимоувязанной частью порта и нефтебазы. Управление САПЗ портовой части должно осуществляться с центрального поста диспетчерской причальных комплексов.

1.5. Проектирование САПЗ зданий и сооружений (кроме сооружений технологической площадки) причального комплекса выполняется в соответствии с главами СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.09-84 с учетом настоящих норм.

1.6. Вид пожарной передвижной техники, ее количество и штаты пожарной охраны порта устанавливаются заданием на проектирование, по согласованию с органами государственного пожарного надзора и другими заинтересованными организациями.

2. СОСТАВ САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

2.1. САПЗ причального комплекса предназначена для автоматического обнаружения и извещения о возникновении очага пожара на технологической площадке, автоматического тушения его воздушно-механической пеной, подачи воды для создания водяной завесы, предотвращающей распространение огня с причала на танкер либо наоборот, охлаждения водой несущих металлических конструкций причала (при их наличии), а также подачи воды для наружного пожаротушения зданий и сооружений, размещенных на технологической площадке.

2.2. САПЗ состоит из:

системы обнаружения и сообщения о пожаре (автоматическая пожарная сигнализация);

пожарной насосной станции подачи пресной воды (при недостаточном напоре в водопроводной сети) либо с устройством для забора морской воды из акватории, расположенным на берегу или непосредственно на причале (пирсе);

системы автоматического, дистанционного и местного управления насосными станциями;

резервуаров для хранения пенообразователя или его раствора;

наружных сетей трубопроводов (постоянно заполненных водой и раствором пенообразователя или сухих) с гидрантами;

системы растворопенопроводов со стационарно установленными пеногенераторами для тушения пожара на технологической площадке;

линии водяной завесы причала (пирса).

Принципиальные схемы САПЗ и ее элементов приведены на рис.1-4.   

Рис.1. Принципиальная схема САПЗ с водяной завесой

          

1 - гребенка подключения пожарных машин или плавсредств;

2 - пожарные гидранты или распределительные гребенки на подводящем растворопроводе;

3 - растворопровод; 4 - пожарные гидранты или распределительные гребенки на водопроводе;
5 - водопровод; 6 - узел управления; 7 - вентиль для опорожнения;
8 - питающий трубопровод; 9 - водяная завеса; 10 - пеногенераторы.


Принципиальная схема насосной станции для подачи раствора пенообразователя
 с насосами - дозаторами пенообразователя

     

       

"а" и "б" - места подключения к кольцевому растворопенопроводу.


Рис.2

         

1 - насос-дозатор; 2 - насос для раствора пенообразователя; 3 - резервуар для воды;
4 - резервуар с пенообразователем; 5 - дозировочная шайба для расхода Q; 6 - дозировочная
шайба для расхода Q; 7 - задвижка с электроприводом; 8 - щит управления; 9 - шкаф управления
и автоматики; 10 - водо-воздушный бак; 11 - насос для пополнения водо-воздушного
бака раствором пенообразователя.

Условные обозначения:

РП - растворопенопровод

П - пенопровод

     

     
Принципиальная схема насосной станции с дозированием пенообразователя смесителями эжекторного типа

  

"а" и "б" - места подключения к кольцевому растворопенопроводу.

  

Рис.3

     

1 - насос для раствора пенообразователя; 2 - резервуар для воды; 3 - резервуар для пенообразователя;
4 - эжектор-смеситель производительностью Q; 5 - эжектор-смеситель производительностью Q;
 6 - щит управления; 7 - шкаф управления и автоматики; 8 - водо-воздушный бак;
9 - насос для пополнения водо-воздушного бака раствором пенообразователя.

Условные обозначения:

РП - растворопенопровод

П - пенопровод

     

     
Принципиальная схема пожарной насосной с подачей готового раствора пенообразователя и воды
в систему САПЗ

    

        

а" и "б" - места подключения к кольцевому растворопенопроводу.

"в" и "г" - места подключения к кольцевому водопроводу - пожарных гидрантов, распределительных гребенок, водяной завесы.

   

Рис.4

     

1 - насос подачи раствора пенообразователя; 2 - насос подачи воды; 3 - резервуар с раствором
пенообразователя; 4 - резервуар для воды; 5 - водо-воздушный бак; 6 - щит управления;
7 - пусковое устройство; 8 - предохранительный клапан.



Примечания: 1. Прилагаемые в инструкции фрагменты (рисунки) автоматических систем при проектировании корректируются с учетом привязки и назначения защищенного объекта (здания, сооружения), а также местных условий и принятого типа побудителя установки САПЗ. 2. Принципиальная схема автономных систем САПЗ, установок для поддержания давления в растворопенопроводе и подачи его в систему, а также подачи раствора пенообразователя с установкой клапана БК или КБ2ЭМ и схемы автоматики и электрической системы управления САПЗ приведены в разделах 110 "Временных рекомендаций по проектированию стационарных систем автоматического тушения пожаров..." ВНИИПО МВД СССР, М. 1974 (поз.20 перечня нормативно-технических документов).

2.3. САПЗ должна быть единой для всех защищаемых сооружений причального комплекса и береговых объектов, в том числе нефтебазы. Для нефтебаз, расположенных на расстоянии 1 км и более от причального комплекса, устройство общей САПЗ определяется на основании экономической целесообразности.

Для небольших объектов или отдельно стоящих зданий и сооружений допускается применение автономной автоматической стационарной системы пожаротушения с использованием противопожарного водопровода.

3. ТРЕБОВАНИЯ К САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

3.1. В качестве основного средства тушения пожара должна предусматриваться воздушно-механическая пена средней кратности (80-100) с использованием пенообразователя на морской или пресной воде. Характеристики пенообразователей приведены в справочном приложении 3.

3.2. САПЗ причального комплекса должны обеспечивать тушение расчетного пожара на технологической площадке или танкере по наибольшему требуемому на тушение расходу*.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».