РУКОВОДСТВО
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДОРОГ
РЕКОМЕНДОВАНО к изданию секцией по проблемам городского транспорта Научно-технического совета ЦНИИП градостроительства.
Составлено к главе СНиП II-60-75* "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов" и содержит рекомендации, детализирующие нормы проектирования по классификации городских улиц и дорог, расчетным показателям улиц, дорог и их пересечений в одном и разных уровнях, искусственным сооружениям, земляному полотну и дорожным одеждам, водоотводу, инженерным подземным сетям, освещению, озеленению, обустройству городских улиц и дорог, а также организации движения транспорта и пешеходов.
________________
* На территории Российской Федерации действуют СНиП 2.07.01-89, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Для инженерно-технических работников проектных организаций (на всех стадиях проектирования от ТЭО генплана города до рабочих чертежей на строительство отдельных улиц и дорог).
Руководство по проектированию городских улиц и дорог развивает требования главы СНиП II-60-75 "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов", ряда других глав и нормативных документов, регламентирующих проектирование городских транспортных сооружений и приводит рекомендации по обоснованию параметров улично-дорожной сети городов в различных планировочных условиях, расчету элементов и конструкций улиц и дорог, их обустройству.
Включенный в Руководство текст глав СНиП набран полужирным шрифтом, ссылка на конкретную главу, кроме главы СНиП II-60-75, дана в сноске, таблицы отмечены полужирной чертой*.
__________________
* В электронном виде - двойной чертой слева. - Примечание изготовителя базы данных.
При нумерации пунктов, формул, таблиц в скобках указаны соответствующие им номера пунктов, формул и таблиц глав СНиП.
Руководство разработано ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя и Московским ордена Трудового Красного Знамени Архитектурным институтом при участии Гипрокоммундортранса и Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова МЖКХ РСФСР и ЦНИИЭП инженерного оборудования Госгражданстроя.
Руководство подготовили: инж. Д.П.Баранов (Гипрокоммундортранс) - разделы 8, 9, прил.9, 10; канд. с.-х. наук М.М.Болховитина (ЦНИИП градостроительства) - раздел 12; канд. техн. наук В.П.Варлашкин (ЦНИИП градостроительства) - раздел 2, 3, 4, 13, прил.3, 6; инж. В.П.Зобов (ЦНИИЭП инженерного оборудования), канд. техн. наук О.Г.Корягин (АКХ им. К.Д.Памфилова) - раздел 11; инж. В.Л.Карагодин (МАрхИ) - раздел 10, прил.11; доц. Ю.С.Ланцберг (МАрхИ) - разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, прил.2, 11, 12; канд. техн. наук Н.А.Руднева (ЦНИИП градостроительства) - раздел 3, прил.7; инж. Н.А.Рябиков (ЦНИИП градостроительства) - разделы 3, 14, прил.4, 5; канд. техн. наук Ю.А.Ставничий (ЦНИИП градостроительства) - разделы 1, 2, 14, прил.1; канд. техн. наук Н.Н.Чепурнова (ЦНИИП градостроительства) - разделы 5, 7, прил.8.
Руководство разработано под общей редакцией доц. Ю.С.Ланцберга и канд. техн. наук Ю.А.Ставничего.
1.1. Настоящее Руководство составлено к главе СНиП II-60-75 "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов" и распространяется на все города, поселки и сельские населенные места, для которых, в соответствии с "Инструкцией по составлению проектов планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных мест" (СН 345-66), разрабатываются генеральные планы и проекты планировки.
1.2. Вопросы проектирования городских улиц и дорог в районах вечной мерзлоты и в районах с жарким засушливым климатом в настоящем Руководстве рассмотрены частично.
Госстрои союзных республик, Мосгорисполком и Ленгорисполком по согласованию с Госстроем СССР могут разрабатывать местные указания и руководства, отражающие специфику проектирования городских улиц и дорог в условиях определенных городов или местностей.
1.3. При проектировании городских улиц и дорог при необходимости, кроме главы СНиП II-60-75, других общесоюзных нормативных документов и настоящего Руководства, следует учитывать отраслевые инструктивно-методические и научно-технические рекомендации, приведенные в литературе к Руководству.
1.4. При разработке проектов городских улиц и дорог следует исходить из классификации городов, поселков и сельских населенных мест в зависимости от проектной численности населения, приведенной в табл.1 (1).
Таблица 1 (1)
Группы | Города с населением, тыс. чел. | Поселки с населением, тыс. чел. | Сельские населенные пункты с населением, тыс. чел. | |||
Крупнейшие | Св. 1000 Св. 500 до 1000 | - | - | |||
Крупные | Св. 250 до 500 | Св. 10 | Св. 5 | |||
Большие | Св. 100 до 250 | Св. 5 до 10 | Св. 2 до 5 | |||
Средние | Св. 50 до 100 | Св. 3 до 5 | Св. 1 до 2 | |||
Малые | До 50 | До 3 | Св. 0,5 до 1 До 0,5 |
1.5. Улично-дорожная сеть города является частью городских путей сообщения, обеспечивающих необходимые грузовые и пассажирские связи между отдельными функциональными зонами города и внутри отдельных зон и других городских территорий.
Основными элементами улично-дорожной сети являются скоростные дороги, магистральные улицы и дороги; улицы и дороги местного значения.
1.6. Улично-дорожная сеть составляет часть городской территории, ограниченной красными линиями и предназначенной для движения транспорта и пешеходов; прокладки различных сетей инженерного оборудования; размещения зеленых насаждений.
1.7. Сеть городских улиц и дорог является одним из основных элементов планировочной структуры города и должна обеспечивать:
кратчайшие пассажирские связи между местами жилья, приложения труда и объектами культурно-бытового тяготения, центром города и центрами планировочных районов;
кратчайшие связи между грузообразующими и грузополучающими объектами;
необходимые скорости сообщения, обеспечивающие нормативные затраты времени на трудовые поездки;
безопасность и удобства движения пешеходов и транспортных средств;
удобные связи с сетью и сооружениями хранения и технического обслуживания автомобильного транспорта;
удобные связи с внешней сетью автомобильных дорог и сооружениями других видов внешнего транспорта - аэропортами, железнодорожными станциями, морскими и речными портами;
надежность функционирования всех элементов улично-дорожной сети с возможностью быстрого перераспределения потоков при выходе из строя отдельных участков сети;
соответствие пропускной способности сети перспективным объемам движения;
возможность рациональной прокладки различных инженерных сетей и коммуникаций по улично-дорожной сети;
допустимые уровни шума и загазованности атмосферного воздуха.
1.8. Основными характеристиками, определяющими качество улично-дорожной сети города, являются прямолинейность улично-дорожной и транспортной сети; плотность магистралей различных категорий; время сообщения между двумя любыми точками города.
1.9. Прямолинейность сети - один из главных показателей экономичности системы улиц и дорог города, оценивается коэффициентом непрямолинейности - отношением расстояния между двумя точками городского пространства по уличной сети к расстоянию между ними по прямой.
Для оценки улично-дорожных сетей по коэффициенту непрямолинейности следует использовать данные табл.2.
Таблица 2
Коэффициент непрямолинейности | Более 1,3 | 1,25-1,3 | 1,2-1,25 | 1,15-1,2 | 1,1-1,15 | 1,1 |
Степень непрямолинейности сети | Исключительно высокая | Очень высокая | Высокая | Умеренная | Малая | Очень малая |
Рекомендуется проектировать улично-дорожные сети со степенью непрямолинейности от очень малой до высокой, а при очень высоких и исключительно высоких показателях следует предусматривать мероприятия по уменьшению непрямолинейности: уплотнение улично-дорожной сети, спрямление отдельных важных направлений, введение диагональных магистралей и т.д.
1.10. Коэффициент непрямолинейности для транспортной сети (линий наземного пассажирского транспорта) определяется так же, как для улично-дорожной сети. При проектировании транспортных сетей следует обеспечивать коэффициент непрямолинейности в среднем не более 1,2, а при связях с главным транспортным узлом - не более 1,15.
1.11 (8.8). Плотность сети магистральных улиц и дорог на расчетный срок должна приниматься в пределах 2200-2400 м/км территории городской застройки.
1.12 (8.11). Затраты времени на передвижение от мест проживания до мест работы для 80-90% пассажиров (в один конец) не должны превышать 40 мин в крупнейших и крупных городах и не более 30 мин - в остальных городах.
Соблюдение этого требования обеспечивается дифференциацией улично-дорожной сети по скоростям с выделением магистралей скоростного и непрерывного движения, а также созданием развитой сети наземного общественного транспорта.
1.13. Линии наземного общественного транспорта следует предусматривать, как правило, на магистральных улицах общегородского и районного значения; в условиях реконструируемых городов для соблюдения норм пешеходной доступности остановок общественного транспорта возможна трассировка 1-2 маршрутов наземного общественного транспорта по жилым улицам.
1.14. (8.12). Расстояния между магистральными улицами, по которым предусматривается пропуск линий пассажирского общественного транспорта, следует принимать 600-800 м, в климатических подрайонах IA, IБ, IГ и IIА - 400-600 м.
Длина пешеходных подходов от мест жительства или работы до ближайшей остановки пассажирского общественного транспорта не должна превышать 500 м; указанное расстояние следует уменьшать: в климатических подрайонах IA, IБ, IГ и IIА - до 300 м, а в IV климатическом районе - до 400 м.
1.15. При составлении эскиза конфигурации магистральной улично-дорожной сети города или отдельных планировочных районов следует иметь в виду, что для обеспечения плотности, указанной в п.1.11, рекомендуется соблюдать следующие положения:
в центральных районах городов плотность магистральной улично-дорожной сети может быть увеличена до 3,5-4,5 км/км; в периферийных жилых районах - до 2,5-3,5 км/км;
плотность улиц и дорог местного значения может составлять 1,25-2 км/км застроенной территории проектируемого района.
Плотность магистралей различных категорий по отношению к территории городской застройки рекомендуется принимать для:
скоростных автомобильных дорог 0,15-0,2 км/км при общей плотности всех дорог (включая грузовые дороги и дороги промышленно-коммунальных зон) 0,45-0,7 км/км;
общегородских магистралей непрерывного движения - 0,2-0,3 км/км;
общегородских и районных магистралей регулируемого движения - 1,2-1,6 км/км.
1.16 (8.2). При расчете пропускной способности сети улиц, дорог и транспортных узлов, а также при размещении площадок для стоянки автомобилей следует принимать уровень автомобилизации на расчетный срок 150-180 легковых автомобилей на 1000 жителей.
Примечания:
1. Указанный уровень автомобилизации допускается уменьшать или увеличивать в зависимости от местных условий, но не более чем на 20%.
2. В климатических подрайонах IA, IБ и IГ допускается принимать на расчетный срок меньшее количество легковых автомобилей, но не менее 100 на 1000 человек.
3. Приведенный уровень автомобилизации должен включать к расчетному сроку на 1000 человек 4 такси и 5 ведомственных автомобилей.
1.17. При необходимости определения уровня автомобилизации данного города на ближайшие 3-5 лет его допускается рассчитывать на основе интерполяции тенденции роста парка легковых автомобилей за предшествующие 5-10 лет.
1.18. Пропускная способность проезжих частей и узлов запроектированной улично-дорожной сети или отдельных магистралей не должна превышать интенсивности движения всех видов транспорта на расчетный срок соответствующей стадии градостроительного проектирования (генерального плана, комплексной транспортной схемы и др.).
1.19. Процесс проектирования городских улиц и дорог в современных условиях содержит следующие аспекты комплексного решения различных взаимосвязанных вопросов градостроительного проектирования:
а) рациональное комплексное проектирование сети улиц и дорог в целом по городу в увязке:
с общей сетью внешних автомобильных дорог;
с функциональным зонированием городских территорий и размещением общегородского и зональных центров;
с застройкой жилых районов; зональных и общегородских центров; различных городских зон (промышленных, складских, транспортно-коммунальных, отдыха и т.д.); отдельных комплексов различного назначения (административно-общественных, торговых, спортивных, выставочных, мемориально-исторических, научных и т.п.);
с размещением грузо- и пассажирообразующих пунктов;
с генеральными схемами инженерной подготовки территории, водоотвода, снегоудаления и озеленения и системами прокладки подземных и надземных инженерных сетей;