Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ ИСО 10326-1-2002

Группа Т58

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Вибрация

ОЦЕНКА ВИБРАЦИИ СИДЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Часть 1

Общие требования

Vibration. Laboratory method for evaluating vehicle seat vibration.
Part 1. Basic requirements

     

МКС 13.160,
         17.160
ОКП 45 9100

Дата введения 2007-11-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Госстандартом России

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 22 от 6 ноября 2002 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азгосстандарт

Армения

AM

Армгосстандарт

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Госстандарт России

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Туркменистан

TM

Главгосслужба "Туркменстандартлары"

Украина

UA

Госстандарт Украины



4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10326-1:1992 "Вибрация. Метод оценки вибрации сидений транспортных средств в условиях лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования" (ISO 10326-1:1992 "Mechanical vibration - Laboratory method for evaluating vehicle seat vibration - Part 1: Basic requirements").

Степень соответствия - идентичная (IDT).

Настоящий стандарт идентичен ГОСТ Р ИСО 10326-1-99

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 апреля 2007 г. N 73-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 10326-1-2002 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2007 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"

Введение


Водители, экипаж и пассажиры транспортных средств (водных, наземных и воздушных), а также внедорожных машин подвергаются в процессе движения воздействию вибрации, которая влияет на степень их комфорта, эффективность выполнения рабочих операций, а в некоторых случаях - на безопасность и здоровье. Требования, изложенные в настоящем стандарте, позволяют в процессе лабораторных испытаний оценить свойства сидений транспортных средств по передаче ими вибрации.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к лабораторным испытаниям на вибрацию, передаваемую через сиденье транспортного средства или внедорожной машины (далее - транспортное средство). Требования настоящего стандарта следует учитывать при составлении стандартов, технических условий или методик испытаний на конкретные виды транспортных средств (далее - стандарт на конкретный вид транспортного средства).

Методы измерения и анализа вибрации, установленные в настоящем стандарте, позволяют сравнивать результаты испытаний, полученных в разных испытательных лабораториях.

Стандарт устанавливает требования к измерительному и испытательному оборудованию, а также метод оценки передаваемой вибрации.

Настоящий стандарт распространяется на испытания всех видов сидений, используемых в различных транспортных средствах и внедорожных машинах.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.4.012-83 Система стандартов безопасности труда. Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования

ГОСТ ИСО 5347-0-95 Вибрация. Методы калибровки датчиков вибрации и удара. Часть 0. Общие положения

     3 Общие положения


Методы измерений, установленные в настоящем стандарте, соответствуют общим требованиям к характеристикам вибрационной безопасности ГОСТ 12.1.012. Средства измерений и весовые частотные характеристики - по ГОСТ 12.4.012.

Испытания на воздействие вибрации состоят в проведении измерений в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации транспортных средств. В некоторых случаях необходимо провести дополнительные испытания, позволяющие убедиться, что отклик сиденья на возможные удары и нестационарные вибрационные воздействия будет находиться в допустимых пределах. Для этого определяют характеристики демпфирования системы подвески сиденья. Испытуемое сиденье устанавливают на горизонтальной платформе вибростенда, воспроизводящего вибрацию в вертикальном и (или) горизонтальном направлениях, в соответствии с требованиями, установленными в стандартах на конкретные виды транспортных средств.

Примечание - Для проведения испытаний в горизонтальных направлениях и допускается поворачивать сиденье на платформе на 90°.

     4 Средства измерений

4.1 Датчики ускорения

Измерительные системы, предназначенные для оценки вибрации в месте крепления сиденья к платформе вибростенда и вибрации, которая передается человеку, сидящему на нем, или инерционному блоку, заменяющему человека, должны иметь одинаковые характеристики.

Характеристики средств измерений вибрации (акселерометров, устройств согласования сигнала и оборудования для сбора данных, включая устройства записи), особенно в части динамического диапазона измерений, коэффициента преобразования, погрешности измерений, диапазона линейности и максимальной допустимой вибрации, должны быть установлены в соответствующих стандартах на конкретные виды транспортных средств.

4.2 Крепление датчиков

Один из акселерометров должен быть установлен на платформе в месте передачи вибрации на сиденье, другой - на поверхности сиденья в месте контакта ее с человеком - на подушке или на спинке (рисунок 1).


- платформа вибростенда; - подушка сиденья; - спинка сиденья

Рисунок 1 - Места установки датчика на платформе вибростенда, подушке и спинке сиденья



4.2.1 Крепление датчика на платформе

Акселерометр на платформе должен быть установлен в пределах окружности диаметром 200 мм, центр которой расположен прямо под акселерометром, установленным на сиденьи. Направление измерений должно совпадать с направлением движения платформы.

4.2.2 Крепление датчика на подушке или спинке сиденья

Акселерометр на подушке сиденья должен быть установлен в центре установочного диска диаметром (250±50) мм. Толщина диска должна быть минимальной (рисунок 2) и не должна превышать 12 мм. В центре этого полужесткого (твердость - примерно 80-90 единиц по шкале дурометра) установочного диска, изготовленного из литой резины или пластмассы, должна быть полость, в которую устанавливают акселерометр. Акселерометр крепят к тонкому металлическому диску толщиной (1,5±0,2) мм и диаметром (75±5) мм.


1 - тонкий металлический диск для установки акселерометра;

 2 - полость для установки акселерометра

Рисунок 2 - Полужесткий установочный диск



Установочный диск помещают на поверхность подушки сиденья и крепят с помощью ленты таким образом, чтобы акселерометр приходился посередине между седалищными буграми испытателя, занимающего сиденье. В некоторых случаях может быть рекомендовано другое положение диска. Любые допускаемые изменения положения диска должны быть указаны в стандарте на конкретный вид транспортного средства.

Если испытания проводят в отсутствии испытателя, занимающего сиденье, например при проведении испытания по определению характеристик демпфирования, диск устанавливают в том же месте, какое бы он занимал в присутствии испытателя.

При проведении измерений на спинке сиденья, акселерометр устанавливают в вертикальной плоскости, проходящей через центральную линию сиденья. Высоту, на которой должен быть установлен акселерометр, определяют в стандарте на конкретный вид транспортного средства. Измерительные оси должны быть параллельны базицентрической системе координат.

Примечания

1 Помимо полужесткого установочного диска, рекомендуемого для мягких или рельефных подушек сиденья, также применяют жесткие диски с плоской поверхностью или диски специальных форм. Такие диски могут, например, потребоваться при испытании пассажирских сидений железнодорожных транспортных средств. Устройство для крепления датчика должно быть изготовлено из легкого материала для того, чтобы резонансная частота крепления не менее чем в четыре раза превышала верхнюю границу диапазона частот испытаний.

2 При испытаниях обычно невозможно точно совместить ось акселерометра в диске с направлением движения платформы. Допускается расхождение осей в пределах 15°. Если отклонение составляет более 15°, ускорение измеряют в двух направлениях, после чего векторным суммированием определяют значение ускорения в направлении движения платформы.

4.3 Весовые частотные характеристики

Весовые частотные характеристики - по ГОСТ 12.4.012.

4.4 Калибровка

Средства измерений должны быть откалиброваны в соответствии с ГОСТ ИСО 5347-0. Калибровку измерительной цепи в целом проводят по ГОСТ 12.4.012.

Калибровку следует проводить до и после каждой серии испытаний.

При необходимости после установки акселерометра в заданное положение следует провести установку нуля для каждого усилителя акселерометра.

     5 Испытательное оборудование

5.1 Физические характеристики

Используемый в процессе испытаний вибростенд должен воспроизводить вибрацию сиденья (с находящимся на нем испытателем и другим оборудованием) с заданными в стандарте на конкретный вид транспортного средства характеристиками (в том числе диапазон частот испытаний и диапазон перемещений) в заданном направлении: горизонтальном и (или) вертикальном.

В стандартах на конкретные виды транспортных средств должны быть указаны допустимое значение низшей частоты резонанса платформы, допуск на движение платформы в поперечном направлении, размеры испытательного стенда и другие требования к испытательному оборудованию, обеспечивающие соответствие воспроизводимого возбуждения условиям эксплуатации.

В стандартах на конкретные виды транспортных средств должны быть установлены требования к размерам испытательного стенда и испытательному оборудованию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»