1.1. Термин "скоростное строительство" автомобильных дорог и аэродромов употребляется в данном Пособии применительно к технологии строительства бетонных покрытий в скользящей (передвижной) опалубке с использованием комплектов высокопроизводительных гусеничных машин типа ДС-100. Такая технология позволяет увеличить средние сменные и годовые темпы строительства в 3-4 раза по сравнению с использованием комплектов рельсовых машин и технологии строительства бетонных покрытий в сборной опалубке (рельс-формах).
1.2. Комплекты высокопроизводительных машин типа ДС-100 для устройства дорожных (аэродромных) одежд с цементобетонным покрытием стоят на более высоком, по сравнению с рельсовым бетоноукладочным комплектом, уровне дорожно-строительной техники по единичной мощности машин, совершенству приводов и рабочих органов, автоматизации ведения машин по курсу и задания вертикальных отметок рабочих органов, что обеспечивает значительное повышение производительности и качества дорожного строительства.
1.3. Технические данные комплектов машин типа ДС-100 позволяют вести работы по устройству дорожной одежды с цементобетонным покрытием со скоростью до 3,5 м/мин при укладке бетона в скользящей опалубке и до 6 м/мин при укладке бетона в формах (в виде сборной опалубки или бордюра), что соответствует производительности комплектов по укладке покрытия соответственно 210 и 360 м/ч.
1.4. Эксплуатационную производительность комплектов машин определяют следующие группы основных факторов:
организационно-экономические - обоснованность планирования капитальных вложений, своевременность подготовки проектно-сметной документации и производственной базы строительства, создание необходимых заделов земляного полотна, производственных запасов песка и щебня, ритмичность поставки цемента, уровень развития хозрасчетных отношений;
технологические - технологичность конструкции цементобетонного покрытия и всей дорожной одежды, свойства применяемых смесей, дальность и условия их транспортирования, природно-климатические и грунтовые условия района строительства;
технические - соответствие мощности и производительности основных и вспомогательных машин, наличие парка вспомогательных машин, техническое состояние и степень износа основных и вспомогательных машин.
1.5. Исходя из возможностей бесперебойного обеспечения строительства материалами и максимальной производительности выпускаемых Минстройдормашем бетоносмесителей (120 м/ч) оптимальным темпом укладки цементобетонных покрытий с применением комплектов машин типа ДС-100 можно считать 1,2 м/мин, что соответствует 400-500 м за 10-часовую рабочую смену.
Применение комплектов машин типа ДС-100 с учетом их высокой стоимости экономически целесообразно при годовых темпах строительства не менее 40 км дорожной одежды с цементобетонным покрытием шириной 7,5 м, что соответствует 25 млн. руб. в год строительно-монтажных работ. Указанный годовой объем работ является нижней экономически целесообразной границей скоростного строительства.
1.6. Высокие качественные показатели строительства бетонного покрытия по новой (в скользящей опалубке) технологии, а именно: равномерная плотность бетона, необходимое количество вовлеченного в бетон воздуха для повышения морозостойкости, однородность состава бетонной смеси по толщине и ровность поверхности покрытия, геометрически правильная боковая грань достигаются при безостановочной работе бетоноукладчика с оптимальной для данного состава бетонной смеси скоростью.
При нарушении режима работы бетоноукладчика (внутрисменные простои, частые остановки, изменение скорости движения) снижаются качество строительства и величина возможного эффекта, увеличивается объем работ, выполняемых вручную.
При этом следует иметь в виду, что сбои в работе комплектов машин ДС-100, их недостаточная загрузка влияют не только на качество строительно-монтажных работ, но и на технико-экономические показатели деятельности подрядной организации.
1.7. Опыт скоростного строительства показывает, что подрядные организации не испытывают серьезных трудностей в освоении комплектов машин типа ДС-100: они надежны, завод-изготовитель участвует в их обслуживании и ремонте, организована планомерная подготовка операторов.
В ходе внедрения прогрессивной технологии отработаны конструкции дорожных (аэродромных) одежд, усовершенствована технология приготовления цементобетонной смеси. Соответствующие технические решения нашли отражение в ряде нормативных документов.
Осуществление скоростного строительства зачастую сдерживается из-за неготовности объектов производственной базы к приему, хранению и перевозке возрастающих в 3-4 раза поступлений основных строительных материалов по железной дороге, нехватки автомобильного транспорта для внутрипостроечных перевозок, отсутствия достаточных заделов земляного полотна.
1.8. В условиях скоростного строительства возрастает значение качества и полноты проекта организации строительства, проекта организации работ, своевременного выполнения подготовительных работ.
1.9. При организации скоростного строительства следует учитывать, что техническое состояние высокопроизводительных машин и смесительного оборудования в значительной степени зависит от природно-климатических факторов; так, работа машин (и прежде всего систем их автоматического управления) нарушается, как правило, в момент перехода температуры наружного воздуха через 0 °С и при отрицательных температурах.
1.10. Экономически обоснованные темпы скоростного строительства достигаются, прежде всего, за счет полноты и тщательности выполнения подготовительных работ: возведения земляного полотна, строительства искусственных сооружений, производственной базы, жилищно-бытовых и административно-хозяйственных зданий.
1.11. С учетом указанных в п.1.3 темпов работ можно сформулировать следующие основные принципы организации строительства автомобильных дорог и аэродромов с использованием комплектов машин типа ДС-100:
оптимизация схемы размещения прирельсовых баз и притрассовых цементобетонных заводов, определение их параметров;
рационализация технологических схем объектов производственной базы;
выбор наиболее технологичных конструкций дорожных (аэродромных) одежд и разработка технических решений, направленных на снижение влияния сезонности устройства цементобетонных покрытий на поквартальное распределение объемов строительно-монтажных работ;
обеспечение круглогодичного возведения земляного полотна;
планирование начала устройства дорожной одежды, как правило, на второй-третий год строительства с целью обеспечить задел земляного полотна, достаточный для равномерного выполнения годового объема работ по устройству покрытия;
использование комплекта машин типа ДС-100 при температуре наружного воздуха не ниже 5 °С.