Недействующий

Технический регламент на винодельческую продукцию

     Обоснование необходимости принятия федерального закона "Технический регламент на винодельческую продукцию"


Основанием для разработки проекта Федерального закона "Технический регламент на винодельческую продукцию" (далее - законопроекта) является Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ.

Целью разработки законопроекта является создание в системе законов Российской Федерации о техническом регулировании винодельческой отрасли технического регламента, устанавливающего единые минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность винодельческой продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации и изготовленной из сырья, исторически и традиционно используемого в России на протяжении многих столетий - винограда, фруктов (плодов и ягод), меда, и аналогичной продукции, импортируемой в Российскую Федерацию из третьих стран, и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей этой продукции.

Объектами технического регулирования в рамках данного законопроекта является винодельческая продукция, в том числе наливом, изготовленная в результате спиртового брожения или в процессе перегонки продуктов спиртового брожения целых или дробленых ягод винограда, фруктов или меда или их сусел, а также процессы производства, хранения, перевозки и реализации, связанные с требованиями к безопасности продукции и невведению приобретателей в заблуждение.

Законопроект разработан согласно требованиям ФЗ "О техническом регулировании", определяющим порядок разработки технического регламента, с учетом положений директив ЕC, в том числе Регламента Совета Европейского Союза N 479/2008 от 29 апреля 2008 года устанавливающего единую организацию рынка вина, с поправками Регламентов ЕС N 491/2009 от 25 мая 2009 года, N 606/2009 от 10 июля 2009 года и N 607/2009 от 14 июля 2009 года, Регламента ЕС на спиртные напитки N 110/2008 от 15 января 2008 года, Регламента ЕС N 555/2008 от 27 июня 2008 года, регулирующего отношения при торговле вином с третьими странами, Регламента ЕС N753/2002 от 29 апреля 2002 года касающегося вопросов маркировки винодельческой продукции, стандартов Международной организации винограда и вина, Codex Alimentarius, международного Кодекса добросовестной практики OIV от 2008 года со всеми изменениями, а также требований Федеральных законов: "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2.3.2.1078-01 и 2.3.2.1293-03, "Об обеспечении единства измерений", национальных стандартов на продукцию, методы ее анализа, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение, не противоречащих требованиям ФЗ "О техническом регулировании".

Принятие Федерального закона "Технический регламент на винодельческую продукцию" позволит установить требования к безопасности продукции, предотвратить введение потребителей в заблуждение в отношении продукции, находящейся в обращении на территории РФ, а также устранить избыточные административные и торговые барьеры в экономике страны, способствовать гармонизации российской законодательной базы с нормами и правилами, действующими в ВТО.

С целью устранения технических барьеров в торговле содержащиеся в законопроекте термины и определения винодельческой продукции, а также технологические приемы и технологические средства, используемые в процессах ее производства, максимально гармонизированы с требованиями основополагающих документов, применяемых в международной практике.

Используемый в РФ термин "столовое вино" применительно к столовому виноградному вину заменен на гармонизированный термин "вино", а "специальное вино"- на термин "крепленое вино", соответствующий положениям International Code of oenological Practices от 2008 года

Введенный в законопроект термин "фруктовое вино", включающий в себя вид продукции, изготовленной как из плодов, так и из ягод, за исключением винограда, по своей сути идентичен "плодовому вину". При этом слово "фруктовое" однозначно включает в себя понятия "плодовое" и "ягодное" и гармонизировано с международным понятием "fruit wines", принятым в странах ЕС, США, Канаде, Австралии и в ряде других стран, где производится аналогичная продукция.

Исключен термин "виноматериал", который не применяется в международной практике, он заменен термином "вино наливом" (аналог-bulk wine), гармонизированным с международной терминологией.

Кроме того, законопроект содержит определение термина "винодельческая продукция наливом", включающая, в том числе: вино наливом, крепленое вино наливом, столовое фруктовое вино наливом, бренди, бренди высокого качества наливом, винный дистиллят и т.д.

Помимо известных видов винодельческой продукции законопроект содержит ряд терминов, характеризующих новые виды винодельческой продукции, например: "крепкий виноградный напиток", "крепкий фруктовый напиток", "низкоалкогольное фруктовое вино", "игристое фруктовое вино", "фруктовый бренди", аналогичная продукция из меда и др. Это сделано в целях импортозамещения, поддержки отечественных производителей, гармонизации с международной практикой и развития отечественной сырьевой базы - виноградарства, садоводства, пчеловодства. Примерами могут служить аналогичные процессы, проходящие в странах Балтии, Польше, Финляндии, Франции, Германии, Японии, Китае и других странах. Новые виды винодельческой продукции могут изготавливаться только после разработки на них национальных стандартов, которые должны быть включены в перечень, утверждаемый Ростехрегулированием, или стандартов организаций.

В связи с тем, что термины "коньяк", "шампанское" и "кальвадос" защищены в рамках законодательства Франции, являются традиционными для нее названиями продукции по месту происхождения и не должны использоваться другими странами при обозначении аналогичной продукции, законопроектом установлены следующие термины: "игристое вино высокого качества", которое, по сути является "Российским шампанским", "бренди высокого качества"- аналог "Российскому коньяку", "яблочный бренди"- аналог "Российскому кальвадосу". При этом существующие требования к качеству продукции, ее производству и обороту не снижены.

Законопроектом установлен переходный период до 2016 года, в течение которого с учетом сложившихся традиций и практики эти виды винодельческой продукции отечественных производителей могут выпускаться в обращение на территории РФ под ранее принятыми наименованиями.

Значения показателей безопасности винодельческой продукции, установленные в законопроекте, соответствуют действующим в Российской Федерации санитарным правилам и нормам, за исключением свинца, максимальный уровень которого снижен до 0,15 мг/кг и гармонизирован с международными требованиями, что не ведет к изменению степени риска при потреблении такой продукции. В связи с расширением видов винодельческой продукции (по сравнению с действующими национальными стандартами на продукцию и СанПин 2.3.2.1078-01) таблица показателей безопасности дополнена с учетом этих видов продукции. В то же время в целях гармонизации с международными нормами в качестве дополнительных требований к безопасности продукции вводится показатель содержания массовой концентрации синильной кислоты в дистиллированной продукции, приготовленной с использованием косточковых фруктов, а также в определенных видах винодельческой продукции нормируется содержание микотоксинов: охратоксина А и патулина (приложение 7).

Законопроект содержит ряд требований к технологическим операциям и технологическим средствам, используемым при производстве отдельных видов винодельческой продукции, действующих в международной практике, например, требований, запрещающих использование некоторых компонентов, например, ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, вкусоароматических веществ, пищевых красителей, воды и пр.

Положения предлагаемого законопроекта, отражая путем установления перечня обязательных требований и, согласуя интересы всех участников российского рынка винодельческой продукции, обеспечивают необходимые нормы безопасности винодельческой продукции при ее производстве и обороте, предотвращают действия, вводящие в заблуждение приобретателей и направлены на поддержание добросовестной конкуренции и защиту интересов участников рынка.