Недействующий

Требования к безалкогольной продукции и минеральным водам, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации

     Обоснование необходимости принятия Федерального закона технического регламента "Требования к безалкогольной продукции и минеральным водам, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации"


Основанием для разработки проекта Федерального закона технического регламента "Требования к безалкогольной продукции и минеральным водам, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации" (далее - технического регламента) является Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.

Целью разработки проекта является создание в системе технических регламентов РФ о пищевой продукции технического регламента, устанавливающего обязательные и исчерпывающие требования, обеспечивающие безопасность при производстве и обращении безалкогольной продукции и минеральных вод и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие Федерального закона обосновывается необходимостью приведения в соответствие требований в сфере его применения с положениями Конституции РФ, реализации требований Федерального закона "О техническом регулировании", устранения избыточных административных барьеров, дублирования и противоречий в законодательстве.

Объектами технического регулирования в рамках предлагаемого проекта являются используемые в качестве пищевого продукта безалкогольная продукция. (Коды ОКС: 67.020, 67.040, 67.050, 67.100.30, 67.080, 67.160.20, 67.220.20, 67.230 и 67.250.)

Проект учитывает состояние и тенденции в развитии национальной и международной нормативно-правой базы для рассматриваемой группы пищевых продуктов. Основой для разработки проекта являлись основополагающие Федеральные законы, в т.ч. "О техническом регулировании", "О защите прав потребителей", "Об обеспечении единства измерений", действующие в настоящее время межгосударственные и национальные стандарты на напитки безалкогольные, воды минеральные и методы определений показателей качества и безопасности продукции, а также нормативные документы, устанавливающие требования гигиенической безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, в т.ч. санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" и др.

Требования к безопасности продукции разработаны с учетом рекомендаций Стандарта Кодекса Алиментариус CODEX-STAN 108-1981, Rev. 1-1997 на природные минеральные воды, Директивы Совета Европейских Сообществ 80/777/ЕЕС от 15 июля 1980 г. и Директивы Европейской комиссии 2003/40/ЕС от 16 мая 2003 г.

Проект не содержит требований к безопасности безалкогольной продукции, отличающихся от обязательных требований, предъявляемых к рассматриваемым объектам технического регулирования в настоящее время в Российской Федерации.

В то же время, проект содержит требования к безопасности природных минеральных вод, отличающиеся от обязательных требований к минеральным водам в Российской Федерации, а именно: расширена номенклатура показателей безопасности и ужесточены допустимые уровни присутствия регламентируемых элементов и веществ в природных минеральных водах.

Так, например, действующими в Российской Федерации Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами регламентируется содержание в минеральных водах лишь трех токсичных элементов - свинца (0,1 мг/кг), кадмия (0,01 мг/кг) и ртути (0,005 мг/кг), в то время как Стандартом Кодекса Алиментариус CODEX-STAN 108-1981, Rev. 1-1997 на природные минеральные воды, и Директивой Европейской комиссии 2003/40/ЕС от 16 мая 2003 г. устанавливают требования для 16-ти элементов, в том числе для свинца - 0,01 мг/л, кадмия - 0,003 мг/л и ртути - 0,001 мг/л.

Приведены в соответствие с требованиями международных стандартов также микробиологические показатели безопасности минеральных вод. При увеличении общего количества показателей и принятии более строгих критериев безопасности, проектом технического регламента предполагается отказаться от контроля показателей, не регламентируемых международными стандартами. В частности, предусматривается отказ от контроля такого показателя как БГКП (колиформы) фекальные, как не характерного для природных минеральных вод, с одновременным введением контроля количества фекальных стрептоккков, согласно международными требованиям.

Несмотря на отсутствие в международных стандартах специальных требований к радиоактивности природных минеральных вод, в силу специфики радиационной обстановки в ряде районов нашей страны, проектом технического регламента предусматривается сохранение контроля по показателям радиоактивности. Принятые проектом показатели радиационной безопасности природных минеральных вод отличаются от действующих и базируются на требованиях Европейских стандартов Euratom, регламентирующих радиационную безопасность пищевых продуктов. При этом принимаемые проектом предельно допустимые уровни содержания таких радионуклидов как Цезий 137 и Стронций 90 значительно ужесточены и соответствуют действующим отечественным требованиям к безалкогольным напиткам.

Перечень показателей безопасности минеральных вод проекта технического регламента, отличающихся от положений обязательных международных стандартов, или обязательных требований, действующих на территории РФ, приведен в Приложении.

В связи с необходимостью разработки методов анализа большинства регламентируемых международными стандартами элементов, проектом предусматривается переходный период, необходимый для разработки и аттестации таких методик. Продолжительность переходного периода устанавливается техническим регламентом в течение двух лет со дня вступления его в силу.

Проект содержит положения, отличающиеся от отдельных положений Федеральных законов N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Отличия обосновываются несоответствием отдельных положений указанных Федеральных законов принципам и требованиям технического регулирования, установленным ФЗ N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Проект содержит термины и определения на безалкогольную продукцию и природные минеральные воды, которые устраняют неоднозначное понимание и толкование наименований, применяемых при маркировке продукции.

Так, например, проектом принято соответствующее международным терминам и определениям наименование "природные минеральные воды", а также введены определения "природного источника" и "природной минеральной воды, газированной двуокисью углерода из источника".

Положения данного проекта технического регламента устанавливают исчерпывающий перечень обязательных требований и направлены на согласование интересов всех участников российского рынка безалкогольной продукции и природных минеральных вод, что соответствуют целям технического регулирования, установленным законом "О техническом регулировании", обеспечивают необходимые нормы безопасности продукции при ее производстве и обороте, создают основу для предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечивая тем самым необходимый уровень защиты прав потребителей и общественного доверия к продукции, направлены на поддержание условий добросовестной конкуренции и защиту интересов участников рынка.