Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31351-2007 (ИСО 14695:2003) Вибрация. Вентиляторы промышленные. Измерения вибрации

Приложение С
(рекомендуемое)

     
Рекомендации по положению точек измерений,
проводимых в целях оценки технического состояния машин

С.1 Техническое состояние машин

Различные части машины в процессе работы совершают вращательное движение, ограниченное подшипниковыми опорами. При этом имеющиеся в машине дефекты, такие как дисбаланс, могут вызвать появление вибрации, которая через подшипники передается на корпус машины. Например, износ подшипника или изменение уравновешенности крыльчатки вызовет повышение уровня вибрации. Изменение уровня вибрации во времени можно рассматривать как индикатор технического состояния машины. Дополнительная информация может быть получена в результате контроля колебаний вала (см. приложение В и ГОСТ ИСО 7919-1).

С.2 Выбор точек измерений

В отсутствие рекомендаций изготовителя о точках крепления датчиков вибрации для контроля состояния машин в процессе их эксплуатации целесообразно провести предварительное обследование вибрации вблизи предполагаемых точек измерений с помощью датчиков с магнитным (или аналогичным по скорости установки) креплением. Результаты обследования помогут убедиться в том, что выбранные точки измерений позволят наилучшим образом охарактеризовать вибрационное состояние машины, например, совпадают с точками пучностей колебаний (в произвольном направлении или в том, где они наиболее нежелательны). В процессе работы вентилятора возможно появление паразитных сигналов на сетевых частотах 50, 60, 100 или 120 Гц, которые необходимо обнаружить и устранить. Рекомендуемые положения датчиков вибрации показаны на рисунках С.1 и С.2.


1 - двигатель (со стороны свободного конца вала); 2 - опоры двигателя со стороны вентилятора;
3 - всасывающее отверстие; 4 - нагнетательное отверстие; 5 - направление потока воздуха;
 6 - кабельный ввод

________________

После установки вентилятора точки измерений в осевом направлении могут быть недоступны.

Рисунок С.1 - Рекомендуемые точки измерений для осевых вентиляторов

1 - двигатель (со стороны свободного конца вала); 2 - двигатель (со стороны вентилятора);
3
- всасывающее отверстие; 4 - выпускное отверстие; 5 - кабельный ввод

Рисунок С.2 - Рекомендуемые точки измерений для радиальных вентиляторов



С.3 Проведение измерений

При выполнении процедур контроля технического состояния машин важно, чтобы измерения всегда были проведены в одних и тех же точках. Идеальным местом расположения датчика, в котором наиболее удобно прослеживать изменение уровня вибрации и, соответственно, технического состояния машины, является корпус подшипника. Однако после установки вентилятора эти точки не всегда могут быть доступны для измерений. Например, для осевых вентиляторов единственно доступными точками, непосредственно связанными с корпусом, могут оказаться опора системы "статор-ротор", место ввода кабеля и маслопровод для смазки подшипника.

Для обеспечения сопоставимости результатов измерений рекомендуется пометить точки измерений, что будет служить гарантией проведения измерений вибрации (и ее последующего анализа) в одних и тех же точках. Желательно, чтобы область контакта датчика с машиной была зачищена.

Рекомендуется точки измерений выбирать таким образом, чтобы они допускали проведение измерений в трех взаимно ортогональных направлениях:

a) вертикальном, продольном и поперечном, если ось вала горизонтальна;

b) вертикальном и двух поперечных, если ось вала вертикальна.

После того как точки измерений определены, они должны быть указаны на технических чертежах для дальнейшего использования при последующих измерениях.