Статус документа
Статус документа


СРП-2007.3

 СВОД РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

     

Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских,
проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации

     ЧАСТЬ 3

     
Рекомендации по ведению реставрационных работ на произведениях
монументальной живописи - объектах культурного наследия

     
Введение


Настоящие рекомендации разработаны в связи с принятием Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Рекомендации определяют задачи реставрации, устанавливают порядок организации и проведения консервационно-реставрационных и исследовательских работ на произведениях монументальной живописи, виды контроля за методической направленностью и качеством реставрации; определяют состав, содержание, порядок оформления, согласование и утверждение научно-реставрационной документации, а также формы взаимоотношений между органами охраны памятников, заказчиками и исполнителями работ.

Рекомендации предназначены для государственных органов охраны памятников, реставрационных организаций, специалистов в области реставрации монументальной живописи, пользователей, собственников памятников и рекомендованы для выполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и гражданами.

1. Основные принципы реставрации

1.1. Научная реставрация состоит в разработке системы мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия и выявление его историко-культурной и художественной значимости.

1.2. Основным направлением реставрационной деятельности являются работы по консервации объекта культурного наследия с целью их сохранения.

1.3. Современная научная реставрация требует неукоснительного сбережения содержащейся в материальной структуре и художественном образе объекта культурного наследия технологической и культурно-исторической информации, независимо от современных эстетических оценок. Технические средства и материалы реставрации не должны искажать эту информацию, равно как и препятствовать повторным реставрациям.

2. Порядок оформления разрешительной документации на выполнение работ

2.1. Реставрация и консервация монументальной живописи осуществляются реставрационными организациями и физическими лицами только под контролем органов государственной охраны объектов культурного наследия на основании лицензии на данный вид работ.

2.2. Заказчиком реставрационных работ может быть государственный орган охраны памятников, пользователь или собственник памятника.

2.3. Разрешение на проведение всего комплекса работ по реставрации и консервации на произведениях монументальной живописи - памятниках федерального значения выдается федеральным государственным органом охраны памятников, на памятниках местного значения - региональными государственными органами охраны памятников на основании заявки, акта технического состояния памятника, представляемых заказчиком, и методики, согласованной в установленном порядке.

2.4. Акт технического состояния памятника монументальной живописи составляется на основании визуального обследования памятника комиссией в составе представителей государственного органа охраны памятников, заказчика и исполнителя реставрационных работ и включает в себя описание состояния сохранности и выявленных причин разрушения.

2.5. Контроль за ходом реставрации осуществляется государственным органом охраны памятников. Контрольные функции выполняются постоянно действующей при нем (или специально созданной) контрольной реставрационной комиссией. В состав реставрационной комиссии входят опытные художники-реставраторы, историки искусства, архитекторы-реставраторы, другие специалисты соответствующего профиля, представители заказчика и генподрядчика.

2.6. Реставрация, консервация и связанные с консервационно-реставрационными работами исследования памятников, а также составление научно-реставрационной документации осуществляются за счет средств заказчика.

2.7. Исполнитель реставрационных работ может приступить к проведению работ на памятнике на основании:

- разрешения, выдаваемого органами охраны памятников в порядке, указанном в п.2.3 настоящей Инструкции;

- реставрационного задания;

- договора заказчика с подрядчиком;

- сметной документации.

2.8. До начала реставрационных работ государственным органом охраны памятников выдается реставрационное задание. В ходе реставрации задание может быть дополнено, уточнено или изменено. Изменение задания должно сопровождаться письменным обоснованием.

Уточнения к заданию могут вноситься реставрационной комиссией без дополнительных согласований и утверждений, если это не влечет удорожания стоимости работ. Четко сформулированные уточнения к заданию фиксируются протоколом реставрационной комиссии.

2.9. Для определения объемов работ проводятся натурные обследования и обмеры произведения монументальной живописи. Результаты натурного обследования сводятся в ведомости объемов работ, дополняемой необходимыми объемами на научно-исследовательские, архивные и лабораторные работы, на фиксацию реставрационных процессов и составление отчетной документации.

Ведомость объемов работ составляется исполнителем по установленной форме, согласовывается с заказчиком и передается для составления сметы.

2.10. На основании реставрационного задания подрядчиком составляется сметная и научно-реставрационная документация.

Сметная документация утверждается с заказчиком и передается подрядчику до начала реставрационных работ для заключения договора (контракта).

2.11. В договоре (контракте), подписанном заказчиком и подрядчиком, оговариваются условия выполнения работ, порядок финансирования, формы отчетности, сроки начала и окончания работ. К договору (контракту) прилагаются сметы и график работ.

2.12. При выполнении работ, не предусмотренных действующими расценками (изменение технологии процессов, внедрение новых материалов и др.), допускается применение норм по аналогии или составление единичных расценок, оформленных в установленном порядке.

2.13. Руководитель реставрационных работ по монументальной живописи, а также ответственные исполнители на объекте несут ответственность за профессиональный уровень проводимых работ, за правильную их организацию в соответствии с требованиями данной Инструкции, за соблюдение утвержденной методики реставрационных работ.

3. Стадии реставрационного процесса


Научно-реставрационные работы, проводящиеся на произведении монументальной живописи, являются сложным процессом, состоящим из нескольких взаимообусловленных стадий:

а) предварительного исследования памятника для выявления степени его сохранности и составления разрешительной документации;

б) проведения противоаварийных работ (в случае необходимости);

в) исследования памятника и подготовки научно-реставрационной документации;

г) консервации;

д) реставрации (предполагающей два основных этапа: раскрытие подлинника и приведение памятника к экспозиционному виду).

На произведении монументальной живописи возможно выполнение как всех перечисленных стадий, так и некоторых из них.

4. Противоаварийные и профилактические работы

4.1. Аварийным считается состояние, угрожающее физической сохранности памятника или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов памятника: активные осыпи красочного слоя или грунта, шелушение красочного слоя, его отставание от основы, деструкция основы.

Аварийное состояние фиксируется профессиональными художниками-реставраторами и представителями органов охраны памятников, о чем составляется "Акт аварийного состояния".

4.2. Противоаварийные работы на произведении монументальной живописи проводятся в целях устранения причин аварийного состояния.

К ним относятся: профилактические заклейки, бортовое укрепление штукатурки с живописью, локальные, в пределах аварийного участка, укрепления красочного слоя и грунта, подведение прижимных или страховочных устройств и др., а также архитектурно-строительные и ремонтные мероприятия, устраняющие причины интенсивного разрушения живописи.

4.3. Если причинами остроаварийного состояния живописи являются нарушения правил содержания памятника, пользователь обязан принять экстренные меры по ликвидации этих причин с уведомлением государственного органа охраны памятников.

4.4. Профилактические работы на произведении монументальной живописи проводятся в целях предотвращения возможности повреждения и утрат живописи.

При производстве ремонтно-реставрационных и других работ в зданиях, имеющих монументальную живопись, должны быть приняты меры по защите живописи от возможных механических повреждений, загрязнений и т.п.

4.5. Объем и перечень противоаварийных и профилактических работ определяются подрядчиком с участием заказчика, отражаются в задании на проведение противоаварийных (профилактических) работ, которые согласовываются с реставрационной комиссией.

Выполненные противоаварийные и профилактические работы принимаются реставрационной комиссией или непосредственно государственным органом охраны памятников, а исполнитель работ сдает заказчику и в государственный орган охраны памятников отчет с приложением фиксирующей документации.

5. Проведение комплекса научно-исследовательских работ

5.1. Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью всего научно-реставрационного процесса. Они начинаются на стадии предварительных исследований и продолжаются на протяжении всего научно-реставрационного процесса, включая его производственные стадии.

5.2. В зависимости от значения памятника, целей и объемов предполагаемых реставрационных работ, наличия документации по ранее выполненным исследованиям, а также от уровня их профессионального исполнения научно-исследовательские работы могут осуществляться в различном объеме и с разной степенью проработки отдельных вопросов: либо в виде комплексной научно-исследовательской работы, либо в виде не выделяемых в самостоятельную стадию отдельных исследований, необходимость в которых возникает в процессе реставрации живописи. Однако общая программа проводимых работ должна предусматривать проработку всех основных проблем, которые вызваны состоянием памятника. Координацию научно-исследовательских работ осуществляет организация, ответственная за проведение научной реставрации памятника, или главный архитектор проекта реставрации.

5.3. Комплексная научно-исследовательская работа на произведении монументальной живописи проводится с целью: сбора сведений об истории и техническом состоянии памятника, необходимых для научно обоснованного выбора метода реставрации и для отработки методики, а также для выбора оптимального режима существования памятника.

5.4. В состав комплекса научно-исследовательских работ входят: предварительные исследования; архивные и библиографические исследования; физические и физико-химические неразрушающие лабораторные исследования; микологические и бактериологические исследования; экспериментально-реставрационные работы для разработки методики реставрации, включая предложения по приведению памятника к экспозиционному виду.

5.5. Научно-исследовательская работа на произведениях монументальной живописи выполняется опытными художниками-реставраторами и специалистами в области истории искусства, химической технологии, физико-химических методов исследования, биологии, климатологии и другими специалистами.

5.6. До начала комплексных научно-исследовательских и экспериментальных работ подрядчиком, ответственным за проведение исследования, назначается научный руководитель данных работ, который подготавливает программу будущих исследований и предлагает кандидатуры ответственных исполнителей по основным разделам комплексных научно-экспериментальных работ.

5.7. Научный руководитель должен иметь большой опыт научно-реставрационной деятельности по данному типу памятников и обладать широким профессиональным кругозором. Он несет ответственность за научную полноту (обоснованность) и качество проводимых исследовательских и экспериментальных работ.

5.8. Архивные и библиографические исследования позволяют получить представление о времени создания и истории существования памятника (ремонты, подновления, реставрации и т.д.).

В состав архивных и библиографических исследований входят:

- сбор иконографического материала (фотографии, копии, иллюстрации в печатных изданиях и т.д.);

- изучение научных публикаций, летописных и других архивных материалов о памятнике;

- изучение реставрационных отчетов и паспортов прежних реставраций;

- подбор аналогов;

- аналитическая обработка собранного материала.

По материалам архивных и библиографических исследование составляется историческая справка.

5.9. Натурные исследования памятника являются важным этапом научно-исследовательского и консервационно-реставрационного процесса и позволяют выявить виды и причины повреждения живописи. Предварительные натурные исследования памятника проводятся путем визуального обследования и пробных раскрытий.

5.10. В ходе визуального обследования произведений монументальной живописи намечаются места для проведения пробных укреплений и раскрытий живописи, зондажей штукатурки и кладки, установки маяков на трещинах, отбора проб для лабораторных исследований; определяются места отставаний и отслоения штукатурки. При визуальном обследовании конструкции здания выявляются возможные причины повреждения живописи.

5.11. Зондажи и пробные раскрытия являются наиболее ответственными видами натурных исследований, так как они могут привести к невосполнимым утратам подлинной живописи или уничтожить промежуточные слои.

Начинать пробные послойные раскрытия-зондажи необходимо в наименее ответственных местах живописи (фон, разгранки и т.п.). До начала раскрытия авторской живописи и в процессе раскрытия могут проводиться физико-оптическое и химико-аналитическое изучение объекта.

Пробные раскрытия живописи из-под наслоений, записей и покрасок дают сведения о сохранности подлинной живописи, о количестве и ценности слоев записей, о наличии других наслоений (шпаклевок, лаков, штукатурок). При проведении пробных раскрытий отрабатываются методика и технология раскрытия росписей в целом. Проведение пробных раскрытий и зондажей осуществляется опытными художниками-реставраторами.

Зондажи и пробные раскрытия подробно описываются в отчете и фиксируются на фотографиях, архитектурных чертежах или схемах-картограммах.

5.12. При наличии нескольких красочных слоев, представляющих историческую и художественную ценность, научные исследования должны предусматривать возможности сохранения этих слоев. В таком случае разрабатывается отдельная методика дальнейшей консервации каждого слоя.

5.13. В процессе реставрации могут применяться неразрушаюшие (оптико-аналитические) и лабораторные (химические и физико-химические) виды исследований.

Для проведения лабораторных химических и физико-химических исследований производится отбор микропроб красочного слоя и грунта. Пробы отбираются в наименее ответственных местах опытным художником-реставратором вместе с сотрудником лаборатории.

5.14. Микологическое и бактериологическое обследование настенной живописи проводится с целью определения степени зараженности ее микроорганизмами и выявления их роли в процессе деструкции красочного слоя и основы настенной живописи и штукатурки.

В процессе обследования отбираются микропробы для выявления основных физиологических групп микроорганизмов и определения их численности.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».