Статус документа
Статус документа

Проект СНиП Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*)

     
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89*
"Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"


Разработчик актуализированной редакции - ЦНИИП градостроительства.

Целью пересмотра является приведение устаревших положений СНиП в соответствие с современными условиями, в том числе рыночным характером отношений субъектов градостроительной деятельности, а также с действующим законодательством, включая Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О техническом регулировании".

Основные изменения по разделам СНиП.

Введены новые разделы:

1.Область применения;

2. Определения;

3. Нормативные ссылки.

Изменения по разделам:

Раздел 4. "Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений".

Раздел откорректирован с учетом нового подхода к градостроительному зонированию, приведенному в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Исключены понятия и требования к формированию пригородных зон и зеленых зон городов в связи с отсутствием этих понятий в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Раздел 5. "Жилые зоны".

Раздел коренным образом переработан.

Термин "селитебная территория" исключен, введено новое понятие "жилая зона". Учитывая значительное социальное расслоение населения расчет потребных объемов и типов жилой застройки должен производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации в регионе и отдельном городе. С учетом реально складывающегося расслоения населения по доходам необходимо предусматривать социальное жилище для бедных слоев населения, жилье для средних, богатых и очень богатых слоев населения в следующих пропорциях на первую очередь строительства и расчетный период соответственно:

социальное жилище - 60%, и 30% , жилье для средних слоев населения - 25%, и 50% , жилье для богатых - 10%, и 15% жилье для очень богатых - 5%. Рекомендуемые расчетные нормативы - : для социального жилища - 20 кв.м./чел. , для средних слоев населения - 30 кв.м./чел., для богатых слоев населения - 40 кв.м./ чел., для очень богатых - 60 кв.м./ чел. и выше.

Приведенные средние показатели могут отличаться по субъектам Российской Федерации, а также муниципальным образованиям и в расчетах следует применять уточненные показатели с учетом реального расслоения общества. Эти вопросы могут быть предметом разработки региональных градостроительных нормативов, а усредненные показатели на федеральном уровне могут рассматриваться как определенные ориентиры.

Выбор типов жилой застройки также должен производиться с учетом социальных запросов и платежеспособности определенных социальных слоев населения, демографии и состава семей и определяться в региональных градостроительных нормативах.

Выбор типов жилой застройки определяется наличием и качеством территориальных ресурсов для развития поселений, местными строительными материалами, покупательной способностью и социальными запросами различных групп населения. Дешевое социальное жилище должно быть многоэтажным и плотным, а жилище, предназначенное для других социальных групп населения, должно быть преимущественно малоэтажным, особенно в малых городских поселениях.

Приведена рекомендуемая структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта.

Раздел 6. "Общественно-деловые зоны" (новый).

В разделе приведены требования к формированию общественно-деловых зон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Раздел 7. "Параметры застройки жилых, общественно-деловых зон" (новый).

В данном разделе привычные удельные нормы территории на 1 чел. (площади озелененной территории микрорайона, размеров площадок различного функционального назначения ) заменены на процент этих территорий от общей площади микрорайона (квартала). Это обусловлено тем, что в условиях дифференциации нормы жилищной обеспеченности на 1 чел., учета расслоения населения по уровням доходов, а соответственно и типов жилой застройки, реальное количество проживающего населения будет постоянно меняться. Кроме того, практика проектирования показывает, что желание инвестора получить наибольшую прибыль приводит к его требованию максимально повысить плотность жилой застройки. И в этом случае проектировщики нередко идут на искусственное занижение расчетного количества населения микрорайона (в том числе и за счет необоснованного повышения нормы жилищной обеспеченности). Поэтому процент незастроенных территорий, как минимальный показатель, будет гарантировать сохранение необходимого количества озелененных территорий в жилой зоне в процессе, так называемого доуплотнения ("штучного" размещения жилых зданий в сложившейся застройке.)

Данный подход связан и с новым принципом нормирования плотности застройки, приведенной в приложении 4.

Впервые введены показатели плотности застройки ограниченные критерием не более; до сих пор во всех нормативных документах плотность застройки нормировалась показателями с критерием не менее (СНиП II-60-75**, СНиП 2.07.01-89*). Посредством норм решалась задача более эффективного использования городской территории. В результате плотность жилой застройки стала чрезмерно большой в сравнении с зарубежными аналогами, что не может не сказаться на качестве жилой среды.

С переходом на рыночные отношения должна измениться и парадигма плотности жилой застройки. Это показатель комфорта (качества) жилой среды и зависит от множества факторов, в том числе от экономических возможностей потребителей жилья. При обосновании принципиального подхода к нормированию плотности застройки использован многолетний опыт Германии, Франции и других европейских стран, где основными показателями являются коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки участков территории. И превышение этих показателей плотности считается недопустимым. Приведенные показатели плотности согласованы с Госсанэпиднадзором РФ. При этом сохраняется предельная нормативная плотность населения микрорайона.

Раздел 8. "Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур".

Данный раздел по названию и содержанию приведен в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Учтены действующие санитарные нормы и правила.

Раздел 9. "Зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий".