Статус документа
Статус документа

Проект СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы


Приложение Б
(обязательное)

         
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Балка жесткости - несущий балочный элемент моста, обеспечивающий необходимую жесткость пролетного строения.

Береговые укрепления (сооружения) - устройства для защиты береговых частей мостового перехода от оползней и абразии волнами.

Бетон - искусственный конгломератный материал, получаемый из крупных и мелких зерен, скрепленных в монолит вяжущим материалом. В мостовых конструкциях, как правило, применяют плотный тяжелый бетон на основе цементного вяжущего с заполнителем природного дробленного камня (щебня) и природного песка.

Вант - гибкий несущий элемент моста вантово-балочной системы, передающий усилия с балки жесткости на пилон.

Водонепроницаемость - свойство материала, конструкции не пропускать сквозь себя воду под действием перепада давления, силы тяжести или другие воздействия

Выносливость - способность материала, конструкции, соединения сопротивляться в заданных пределах усталостному разрушению под воздействием циклического изменения нагружения.

Габарит приближения строений - предельное поперечное перпендикулярное оси дороги или пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с подвижным составом: вагонных замедлителей и подвагонных толкателей в рабочем состоянии, контактных проводов с деталями крепления, хоботов гидравлических колонок при наборе воды и др., при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться, и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами подвижного состава.

Гидроизоляция - покрытие (слой), искусственно создаваемый на поверхности конструкции для ее предохранения от атмосферной и жидкой коррозионной среды.

Грузоподъемность - характеристика сооружения, соответствующая наибольшей массе (классу) эксплуатационной нагрузки заданной структуры, при которой исчерпывается сопротивляемость конструкции наступлению первого предельного состояния.

Грунт - обобщенное наименование всех видов горных пород, являющихся объектом инженерно-строительной деятельности человека.

Давление - величина, характеризующая интенсивность сил, действующих на часть поверхности тела по направлению, перпендикулярному этой поверхности, и определяемая отношением силы, равномерно распределенной по нормальной к ней поверхности, к площади этой поверхности.

Деформация - изменение формы или размеров тела под действием внешних сил и других воздействий (упругая и остаточная).

Деформация основания - деформация, возникающая в результате передачи усилий от сооружения (опоры) на основание или изменения физического состояния грунта в период строительства или эксплуатации сооружения.

Длина моста - расстояние между концами устоев (шкафных стенок, открылков).

Коррозия материала - разрушение материала вследствие химического или электрохимического взаимодействия с агрессивной коррозионной средой. Для процесса коррозии следует применять термин "коррозионный процесс", а для результата процесса - термин "коррозионное разрушение".

Линия влияния - график, ординаты которого выражают значения усилий или перемещений в данной точке системы в зависимости от положения перемещаемой силы.

Марка бетона по морозостойкости F - установленное нормами минимальное число циклов замораживания и оттаивания образцов бетона, испытанных по базовым методам, при которых сохраняются первоначальные физико-механические свойства в нормируемых пределах.

Морозостойкость бетона - способность сохранять физико-механические свойства при многократном переменном замораживании и оттаивании.

Мост - наиболее распространенное и обобщенное понятие мостового сооружения - часть всего сооружения через водные препятствия.

Мостовой переход - комплекс сооружений, включающий мост, участки подходов в пойме реки, регуляционные и другие укрепления.

Мостовое сооружение - искусственное сооружение над различными препятствиями для пропуска различных видов транспорта и пешеходов, а также водотоков, селей, скота, коммуникаций различного назначения - порознь или в различных комбинациях.

Надежность - свойство объекта выполнять заданные функции в течение требуемого промежутка времени.

Несущая способность - характеристика сооружения, соответствующая суммарному воздействию нагрузок, при котором исчерпывается сопротивляемость конструкций наступлению первого предельного состояния.

Огнестойкость - способность конструкций сопротивляться воздействию огня за счет технических и организационных мероприятий.

Ограждение мостовое - конструктивный элемент мостового полотна, устанавливаемый на границах габарита приближения строений, предназначенный для предотвращения съезда транспортных средств за его пределы и исправления траектории движения автомобиля при наезде на ограждение. Ограждение может быть бетонное, железобетонное и металлическое. По конструкции различают барьерное ограждение, состоящее из стоек и горизонтального бруса или профильной стальной ленты либо трубы (труб), установленных на стойках на некотором уровне над верхом покрытия, и парапетное ограждение, выполненное в виде железобетонной стенки.

Опасные природные воздействия - проявления природных процессов, оказывающих вредное воздействие на живые организмы, народно-хозяйственные объекты и среду обитания.

Опора моста - несущий элемент мостового сооружения, поддерживающий пролетные строения и передающий нагрузки от них на основание.