ПРЕДЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Основные положения
Д.1 Мостовые конструкции должны быть запроектированы и сооружены с учетом основных положений ГОСТ 27751 таким образом, чтобы они обладали достаточной надежностью при строительстве и эксплуатации.
Д.2 Мостовые конструкции следует рассчитывать по методу предельных состояний, обеспечивающему безотказную работу конструкций и оснований в течение всего срока их службы с учетом изменчивости свойств материалов, грунтов, нагрузок и воздействий, геометрических характеристик конструкций, условий их работы, а также с учетом уровней ответственности, определяемого материальным и социальным ущербом при нарушении их работоспособности, согласно таблице 1 приложения В.
Д.3 Предельные состояния подразделяются на две группы:
- первая группа определяет предельные состояния, которые ведут к полной непригодности конструкций и оснований в эксплуатации или к потере несущей способности сооружений в целом.
- вторая группа включает предельные состояния, затрудняющие нормальную эксплуатацию конструкций (оснований) или уменьшающие долговечность по сравнению с предусматриваемым настоящим документом сроком службы.
Д.4 Условия недопущения предельных состояний заключаются в том, чтобы при действии на конструкцию (элемент) совокупности расчетных нагрузок и воздействий характеристика () возникающего в них напряженно-деформированного состояния (усилия, напряжения, деформации, перемещения, образование или раскрытие трещин) не превышала установленных предельных значений (), т. е. чтобы для каждого предельного состояния выполнялось неравенство:
,
где - значение характеристики напряженно-деформированного состояния от действия- й расчетной нагрузки (воздействия);
- совокупный нагрузочный эффект.
Д.5 Значения характеристик напряженно-деформированного состояния определяют по соответствующим нормативным величинам нагрузок (воздействий) с учетом возможных отклонений их реальных значений от нормативных величин в неблагоприятную сторону путем введения коэффициентов надежности, динамики и сочетаний:
,
где | - коэффициент надежности по ответственности, учитывающий экономические, социальные и экологические последствия выхода сооружения из эксплуатационного состояния, принимаемый по таблице Д.1; | |
- коэффициент, учитывающий возрастание нагрузок от транспортных средств вводят только к этим нагрузкам и принимается равным: 1,1 - для конструкций фундаментов массивных и столбчатых опор; 1,0 - для остальных элементов; | ||
- коэффициент надежности по нагрузке, учитывающий возможные отклонения нагрузки в неблагоприятную (большую или меньшую) сторону от нормативного значения вследствие ее изменчивости или отступлений от условий нормальной эксплуатации; | ||
- динамический коэффициент (вводится только к нагрузкам от транспортных средств); | ||
- коэффициент сочетания нагрузок, учитывающий уменьшение вероятности одновременного наибольшего воздействия двух или нескольких нагрузок; | ||
- значение характеристики напряженно-деформированного состояния от действия -й нормативной нагрузки (воздействия). |
Перечень и величины нормативных нагрузок, правила загружения и значения коэффициентов надежности, динамики и сочетаний нагрузок приведены в 2.
Таблица Д.1
Уровень ответственности | Класс ответственности | Коэффициент надежности по ответственности |
I | 1 | 1,05 |
2 | 1,02 | |
3 | 1,00 | |
4 | 1,00 | |
5 | 0,98 | |
III | 6 | 0,90 |
Д.6 Предельные значения характеристик напряженно-деформированного состояния в общем виде определяют следующим образом:
,
где - совокупность расчетных прочностных или деформационных характеристик материалов или грунтов в составе рассчитываемого элемента (сечения);
- геометрические характеристики рассчитываемого элемента (сечения).
Д.7 Расчетную прочностную (деформационную) характеристику материала или грунта определяют по формуле: