Статус документа
Статус документа


СНиП II-41-76

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Глава 41

Электрифицированный городской транспорт.
Трамвайные и троллейбусные линии

Дата введения 1977-01-01

ВНЕСЕНЫ Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 10 мая 1976 г. N 67

ВЗАМЕН СНиП II-Д.4-62 и СН 27-58


Глава СНиП II-41-76 "Электрифицированный городской транспорт. Трамвайные и троллейбусные линии" разработана Гипрокоммундортрансом Минжилкомхоза РСФСР с участием проектной конторы Мосгортранспроект Мосгорисполкома, институтов Ленгипроинжпроект ГлавАПУ Ленгорисполкома и Киевпроект Киевгорисполкома.

С введением в действие главы СНиП II-41-76 "Электрифицированный городской транспорт. Трамвайные и троллейбусные линии" утрачивают силу с 1 января 1977 г.:

глава СНиП II-Д.4-62 "Трамвайные пути колеи 1524 мм. Нормы проектирования";

СН 27-58 "Нормы и технические условия проектирования трамвайных и троллейбусных контактных сетей".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормы настоящей главы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих:

трамвайных линий с шириной рельсовой колеи на прямых участках 1524 мм с расчетными скоростями сообщения 20 км/ч и менее (обычный трамвай) и 24 км/ч и более (скоростной трамвай); грузовых и служебных трамвайных линий, а также трамвайных линий, расположенных на территории депо и ремонтных мастерских (заводов);

троллейбусных линий;

контактных сетей трамвайных и троллейбусных линий.

Примечания:

1. Допускается по разрешению Министерства жилищно-коммунального (коммунального) хозяйства союзной республики проектировать трамвайные линии с шириной рельсовой колеи на прямых участках 1521 мм.

2. При проектировании путей обычного трамвая, которые в перспективе (в ближайшие 10-15 лет) могут быть использованы для скоростного трамвая, труднопереустраиваемые элементы пути (земляное полотно, кривые участки, продольный профиль, габариты приближения строений и др.) следует предусматривать по нормам проектирования скоростного трамвая.

3. За расчетную скорость сообщения принимается скорость движения трамваев или троллейбусов с учетом времени остановок.

4. При разработке проектов городского электрифицированного транспорта, его отдельных сооружений и устройств должны выполняться также соответствующие требования нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР, государственных стандартов, правил дорожного движения и правил устройства электроустановок.

1.2. Трамвайные и троллейбусные линии следует проектировать в соответствии с комплексной схемой развития всех видов городского пассажирского транспорта и в увязке с проектом планировки и застройки города.

1.3. Проектированию новых и реконструкции существующих трамвайных и троллейбусных линий, их отдельных сооружений и устройств должно предшествовать сравнение технико-экономических показателей конкурентных вариантов проектных решений этих линий и сооружений.

1.4. Линии скоростного трамвая следует проектировать для направлений с устойчивым размером перевозок не менее 10-12 тыс. пассажиров в часы пик в одном направлении.

Движение по скоростным линиям должно быть, как правило, организовано автономно от обычных маршрутов; при этом для линий скоростного и обычного трамвая должна предусматриваться единая система энергоснабжения, технического обслуживания, планирования и организации движения.

1.5. Потребную пропускную и провозную способность трамвайных и троллейбусных линий следует определять на десятый год эксплуатации по перегону, наиболее загруженному в часы максимальных пассажирских перевозок (в часы пик). При этом наполнение подвижного состава следует принимать из расчета, что все места для сидения заняты, а на 1 м свободной площади пола пассажирского салона размещаются 5 стоящих пассажиров. При расчетах, выполняемых для более далекой перспективы, наполнение подвижного состава следует принимать из расчета размещения 4 стоящих пассажиров на 1 м свободной площади пола.

Наименьший допустимый интервал во времени между поездами (одиночными вагонами) трамвая или троллейбусами надлежит определять расчетом.

1.6. Расчетные размеры подвижного состава трамваев, м, учитываемые при проектировании путей, надлежит принимать следующие:

длину кузова четырехосного вагона

15

"          "      шестиосного         "

23

"          "      восьмиосного       "

32

ширину вагона

2,6

высоту      "

3,15

1.7. Пассажирские трамвайные пути следует проектировать двухпутными. Однопутные участки допускается предусматривать на разворотных кольцах (петлях) или вокруг кварталов (взамен разворотной петли), а также на линиях при движении не более 20 пар поездов (вагонов) в час.

1.8. В зависимости от ширины улицы, ширины проезжей части, расположения подземных коммуникаций и от других местных условий трамвайные пути следует предусматривать:

в одном уровне с проезжей частью улиц и площадей по оси проезжей части или по одной из ее сторон;

на обособленном полотне, отделенном от проезжей части или тротуаров разделительной полосой, при этом верх головок рельсов должен располагаться, как правило, выше уровня проезжей части на 20-30 см;

на самостоятельном полотне (преимущественно на загородных участках трамвайной линии).

Размещение трамвайных путей в пределах проезжей части автомобильных дорог общей сети не допускается.

1.9. Пути скоростного трамвая надлежит проектировать, как правило, наземными на обособленном полотне, расположенном вдоль магистральных улиц, или на самостоятельном полотне вне пределов населенных пунктов.

Обособленное трамвайное полотно следует отделять от проезжих частей улиц, от тротуаров и велосипедных дорожек разделительными полосами, ширину которых следует принимать в соответствии с требованиями СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов. Разделительные полосы для стесненных условий, а также на подходах к мостам, путепроводам и эстакадам допускается не предусматривать.

Для отдельных участков пути (в центральных районах города с интенсивным движением, при наличии узких улиц с капитальной застройкой, в транспортных узлах, а также в трудных топографических условиях) при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается проектировать тоннели или эстакады.

2. ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ

ГАБАРИТЫ

2.1. Расстояния между осями смежных трамвайных путей на прямых участках следует принимать, мм:

при отсутствии опор контактной сети в междупутье

3200

при размещении опор контактной сети в междупутье

3550


Примечания:

1. Если при расположении опор контактной сети в междупутье не обеспечивается необходимый зазор безопасности (300 мм) между кузовом трамвайного вагона и опорой, расстояние между осями смежных путей должно быть соответственно увеличено.

2. Расстояния между осями смежных трамвайных путей на прямых участках допускается принимать равными: 3148, 3424 и 3758 мм, в виде исключения, на реконструируемых линиях для городов Москвы и Ленинграда; 4100 мм - вне городской территории, в случае применения при строительстве путей путеукладочных механизмов железнодорожного типа.

3. Расстояния между осями смежных трамвайных путей, располагаемых на капитальных сооружениях (путепроводах, мостах, эстакадах) и в тоннелях, предполагаемых к использованию в дальнейшем для метрополитенов, следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию метрополитенов.

4. Размещение опор контактной сети в междупутье трамвайных путей, располагаемых в одном уровне с проезжей частью улиц, площадей и городских дорог, не допускается.

2.2. Расстояния между осями смежных путей на прямых и кривых участках трамвайной линии для открытой стоянки вагонов на территории депо должны быть не менее 3800 мм. В районах с высотой снегового покрова более 30 см указанные расстояния через каждые 2-3 пути надлежит увеличивать до 6250 мм.

Расстояния между осями смежных путей, разделенных пожарным проездом, должны быть не менее 8000 мм.

2.3. Расстояния между осями смежных путей на кривых участках трамвайной линии для четырехосного подвижного состава обычного трамвая следует принимать по табл.1.

Таблица 1

Радиус кривой, м

Расстояния между осями смежных путей на кривых участках трамвайной линии при исходных расстояниях между осями на прямых участках, мм

3200

3550

18-20

4100

4100

21-25

3860

3860

26-30

3710

3710

31-40

3580

3580

45-50

3500

3550

55-60

3450

3550

65-75

3400

3550

80-100

3350

3550

110-150

3300

3550

160-300

3250

3550

350 и более

3200

3550



Для шести- и восьмиосных вагонов расстояния между осями смежных путей на кривых участках надлежит определять в проекте в зависимости от конструктивных особенностей подвижного состава расчетного типа.

Расстояния между осями смежных путей на кривых участках линий скоростного трамвая (при исходном расстоянии между осями на прямых участках, равном 3200 мм) следует принимать, мм:

при радиусах кривых от 100 до 300 м

3500

при радиусах кривых более 300 до 500 м

3400

при радиусах кривых более 500 до 800 м

3300

при радиусах кривых более 800 м

3200


Переходы от нормальных междупутных расстояний на прямых участках пути к увеличенным на кривых участках следует принимать в пределах переходных кривых за счет применения на внутреннем пути переходных кривых увеличенной длины по сравнению с длиной, принятой для наружного пути.

2.4. Зазор безопасности между трамвайными вагонами или трамвайным вагоном и экипажем другого вида транспорта должен быть не менее 600 мм.

На кривых участках радиусом менее 75 м и в узлах трамвайных путей величину зазора безопасности допускается уменьшать до 300 мм.

2.5. Минимальные расстояния от оси пути скоростного и обычного трамвая на прямых участках до зданий, сооружений или устройств следует принимать в соответствии с табл.2.

Таблица 2

Наименование зданий, сооружений и устройств

Минимальные расстояния от оси трамвайного пути до зданий, сооружений и устройств, м

1. Жилые и общественные здания

2. Нежилые здания и ограждения длиной, м:

20

до 2

2,3

более 2

3. Подпорные стенки, стены тоннелей, опоры путепроводов, перила мостов (при запрещении к ним доступа пешеходов):

2,8

с правой стороны по направлению движения трамвая

2,3

с левой стороны по направлению движения трамвая

2,05

4. Тротуар, проезжая часть (внешняя грань бортового камня или бровка мощеного подзора) при отсутствии разделительной полосы

5. Опоры контактной сети, расположенные:

1,9

вне междупутья

2,3

в междупутье

1,6

6. Опоры освещения и контактной сети на территории депо и мастерских (заводов), расположенные вне междупутья

1,9

7. Одиночные столбы

2,3

8. Одиночные стволы деревьев с диаметром кроны не более 5 м

5

9. Кустарник

1,5

10. Стойки проемов въездных ворот на территорию и в здание депо

1,9

11. Край посадочной площадки

1,4

Примечания:

1. На кривых участках пути минимальные расстояния от оси пути до зданий, сооружений и устройств надлежит увеличивать:

при расположении здания, сооружения или устройства с наружной стороны кривой - на величину выноса угла вагона;

при расположении здания, сооружения или устройства с внутренней стороны кривой - на величину свеса середины вагона.

2. Расстояние от оси пути обычного и скоростного трамвая до жилых и общественных зданий при наличии узких улиц с капитальной застройкой допускается уменьшать до 3,8 м.

3. Расстояние от оси пути до стволов деревьев с диаметром кроны более 5 м должно быть соответственно увеличено. Расстояние до стволов существующих деревьев допускается уменьшать до 3 м по согласованию с заинтересованными организациями.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs