ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКИХ АЭРОДРОМОВ
(к СНиП 2.05.08-85)
Часть IV. Аэродромные одежды
Дата введения 1987-01-01
Настоящее Пособие разработано ГПИ и НИИ ГА Аэропроект при участии сотрудников кафедры "Аэропорты" МАДИ и Союздорнии.
Пособие содержит вспомогательные данные для проектирования аэродромных одежд в соответствии с главой СНиП 2.05.08-85 "Аэродромы". Особое внимание уделено расчету и конструированию многослойных аэродромных одежд с различным сочетанием конструктивных слоев. Приведены подробные методики расчета и примеры, а также вспомогательные таблицы и графики. Впервые включены разделы, касающиеся оценки жесткостных характеристик действующих аэродромных покрытий по данным испытаний, и методики расчета покрытий на скальных грунтах.
Пособие предназначено для специалистов по проектированию аэродромов, работников аэродромных служб на предприятиях гражданской авиации, а также студентов, обучающихся в вузах по специальности "Строительство и эксплуатация аэродромов".
С введением в действие настоящего Пособия утрачивает силу Руководство по проектированию аэродромных покрытий ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1983 г.
Пособие составили: доктор техн. наук О.Н.Тоцкий, кандидаты техн. наук В.П.Апестина, В.Б.Безелянский, Б.А.Хотин, А.В.Локшин, инженеры Ю.С.Барит, Ю.Н.Волков, Е.А.Новичкова, И.И.Порываева, А.П.Скобелев, О.Г.Тарунтаева (ГПИ и НИИ ГА Аэропроект); канд. техн. наук Л.М.Гохман (Союздорнии).
Пособие утверждено начальником ГПИ и НИИ ГА Аэропроект В.Н.Ивановым со сроком введения в действие 01.01.87.
Характеристики нагрузок и усилия от их воздействия в расчетных сечениях покрытий
- | максимальный взлетный вес воздушного судна; | |
- | доля взлетного веса, приходящаяся на главные опоры; | |
- | нормативная нагрузка или нагрузка на опору расчетного воздушного судна; | |
- | число колес на главной опоре; | |
- | расчетная нагрузка на колесо; | |
- | условная одноколесная нагрузка, эквивалентная воздействию опоры воздушного судна; | |
- | давление в пневматиках; | |
- | число осей на опоре воздушного судна; | |
- | минимальное расстояние между ближайшими колесами главной опоры в свету; | |
, | - | соответственно расстояние между осями ближайших и максимально удаленных колес главной опоры; |
- | радиус круга, равновеликого площади отпечатка пневматика колеса; | |
- | диаметр круга, равновеликого площади отпечатка пневматика колеса для эквивалентной одноколесной нагрузки; | |
- | число взлетов воздушного судна; | |
- | эквивалентное число приложений нагрузки -го воздушного судна, приведенное к расчетному воздушному судну; | |
- | расчетное (суммарное) число приложений расчетной нагрузки за весь срок службы для жестких покрытий; | |
- | максимальная суточная приведенная повторяемость расчетной нагрузки в последний год срока службы нежестких покрытий; | |
- | изгибающий момент от действия колеса, центр отпечатка которого совпадает с расчетным сечением; | |
, | - | единичные изгибающие моменты в расчетном сечении плиты от воздействия -го колеса опоры воздушного судна; |
- | максимальный изгибающий момент от нагрузки при центральном загружении плиты; | |
, | - | центральные моменты соответственно от нагрузок -го и расчетного воздушных судов; |
- | расчетный изгибающий момент; | |
- | расчетный момент в верхнем слое двухслойного покрытия; | |
- | расчетный момент в нижнем слое двухслойного покрытия; | |
- | прогиб в центре плиты; | |
- | расчетный относительный прогиб нежесткой аэродромной конструкции от нагрузки; | |
- | предельный относительный прогиб нежесткой конструкции; | |
- | наибольшее растягивающее напряжение при изгибе в слое нежесткого покрытия; | |
- | условный диаметр круга передачи нагрузки от покрытия на основание. | |
Расчетные коэффициенты | ||
- | коэффициент разгрузки; | |
- | коэффициент динамичности; | |
- | коэффициент, учитывающий увеличение изгибающего момента в плите вследствие неравномерного накопления остаточных деформаций в грунтовом и искусственном неупрочненном основаниях; | |
- | коэффициент, учитывающий число приложений колесных нагрузок воздушных судов на жесткие покрытия; | |
- | коэффициент, учитывающий увеличение изгибающих моментов в краевых зонах плит; | |
- | то же, для двухслойных покрытий с совмещенными швами; | |
- | коэффициент, учитывающий концентрацию изгибающих моментов в верхнем слое двухслойного покрытия над краями и углами плит нижнего слоя, для покрытий с несовмещенными швами и конструкций усиления; | |
- | коэффициент, учитывающий перераспределение внутренних усилий в ортотропных плитах в зависимости от соотношения жесткостей в продольном и поперечном сечениях; | |
- | поправочный множитель к коэффициенту условий работы, определяемый в зависимости от толщины верхнего слоя; | |
- | коэффициент условий работы; | |
- | коэффициент, учитывающий работу бетона между трещинами в растянутой зоне; | |
- | коэффициент, учитывающий неравномерность распределения деформаций крайнего волокна сжатой зоны сечения на участке между трещинами; | |
- | коэффициент приведения нагрузок -х воздушных судов к нагрузке расчетного воздушного судна; | |
- | коэффициент, учитывающий количество колес в опоре самолета при определении контактного давления на грунтовое основание; | |
- | коэффициент, представляющий отношение напряжения в грунте на уровне рассматриваемой точки к максимальному контактному давлению на поверхности грунтового основания. | |
Характеристики материалов, конструкций покрытий и оснований | ||
, | - | расчетные сопротивления бетона растяжению при изгибе при расчете соответственно на прочность и по образованию трещин; |
- | расчетное сопротивление арматуры растяжению; | |
- | предельный изгибающий момент в рассматриваемом сечении плиты; | |
- | ширина раскрытия трещин; | |
- | предельно допустимая ширина раскрытия трещин; | |
- | упругая характеристика плиты; | |
- | момент равнодействующей усилий в нижней и верхней напрягаемой арматуре на единицу ширины сечения относительно оси, проходящей через ядровую точку, наиболее удаленную от зоны сечения, трещинообразование которой проверяют; | |
- | расчетный коэффициент постели грунтового основания; | |
- | эквивалентный коэффициент постели многослойного основания; | |
- | модуль упругости бетона; | |
- | модуль упругости арматурной стали; | |
- | модуль упругости материала -го слоя; | |
- | модуль упругости грунтового основания; | |
- | модуль упругости грунтовой прослойки между конструкцией и скальным основанием; | |
- | эквивалентный модуль упругости нежесткой конструкции, включая грунтовое основание; | |
- | коэффициент Пуассона; | |
- | жесткость сечения плиты покрытия; | |
, | - | жесткость сечения плиты соответственно верхнего и нижнего слоев двухслойного покрытия; |
- | жесткость слоя основания, обработанного вяжущими. | |
Геометрические характеристики конструкции | ||
- | толщина плиты; | |
- | толщина -го слоя; | |
- | рабочая высота сечения; | |
- | площадь сечения растянутой арматуры; | |
- | высота сжатой зоны бетонного сечения; | |
- | диаметр арматурных стержней; | |
- | толщина защитного слоя бетона; | |
- | толщина асфальтобетона; | |
- | требуемая для заданной расчетной нагрузки толщина однослойного бетонного покрытия; | |
- | толщина бетонного покрытия, эквивалентного по несущей способности существующему покрытию; | |
- | расчетная толщина существующего покрытия; | |
- | толщина верхнего слоя двухслойного покрытия; | |
- | толщина нижнего слоя двухслойного покрытия; | |
- | толщина слоя основания, обработанного вяжущим; | |
- | общая толщина конструкции; | |
- | толщина прослойки сыпучего материала между покрытием и скальным основанием. |
1.1. Пособие разработано в развитие и дополнение СНиП 2.05.08-85 "Аэродромы" и содержит указания по проектированию одежд аэродромов (вертодромов) гражданской авиации. Пособием следует пользоваться при проектировании одежд на вновь строящихся и реконструируемых аэродромах, при разработке альбомов типовых решений конструкций аэродромных одежд, а также при составлении программ и алгоритмов расчета одежд на ЭВМ.
1.2. Проектирование аэродромных одежд должно выполняться, как правило, исходя из условия воздействия нормативных нагрузок, которые являются статистически обобщенными показателями для аэродромов различных классов с учетом 20-летней перспективы развития самолетов гражданской авиации. Проектирование аэродромных одежд для конкретного воздушного судна допускается как исключение, при условии соответствующего технико-экономического обоснования, при этом необходимо учитывать модификацию расчетного воздушного судна на перспективу не менее 10 лет.