Статус документа
Статус документа

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменениями N 1, 2)

13 Критерии оценки проектных решений по условиям безопасности движения

13.1 Основные положения

13.1.1 Оценку безопасности движения в проектах нового строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог рекомендуется проводить в целях минимизации риска дорожно-транспортных происшествий, предотвращения возникновения потенциально опасных участков и мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на стадии эксплуатации.

Оценку безопасности движения в проектах автомобильных дорог проводят на основе следующих критериев:

1) ограничение разницы между фактической скоростью V и расчетной скоростью, принятой для определения основных геометрических элементов (10 км/ч);

2) ограничение разницы между фактической скоростью V на смежных участках проектируемой дороги (10 км/ч);

3) ограничение разницы между проектным и фактическим значениями коэффициента поперечного сцепления (10,0);

4) обеспечение на всем протяжении проектируемой автомобильной дороги минимального расстояния видимости (требуемое минимальное расстояние видимости может изменяться на различных участках дороги в зависимости от изменения фактической скорости, в качестве которой обычно принимают 85%-ную скорость, которая меняется по длине в зависимости от значений геометрических параметров дороги; фактическое расстояние видимости также является переменной величиной по длине дороги);

5) критерий зрительной плавности предусматривает обеспечение при проектировании сочетания элементов плана и продольного профиля, в перспективном изображении дороги, при которых обеспечивается оптимальное соотношение размеров видимых элементов дороги и кривизны линий;

6) критерий зрительной ясности, который означает ясность восприятия водителем направления дороги на расстоянии не менее расстояния видимости, позволяющей ему оценивать и прогнозировать дорожные условия при движении с расчетной скоростью.

Примечание - Критерии зрительной плавности и ясности обеспечиваются выполнением требований 5.36-5.43.

13.1.2 Оценка соответствия проектируемой дороги требованиям безопасности движения проводится по методу уровней безопасности дорожного движения (приложение Ж) с использованием соответствующих расчетных показателей (таблица 13.1).

Таблица 13.1 - Критерии оценки безопасности движения при проектировании автомобильных дорог

Критерии оценки безопасности движения

Расчетные показатели

Плавность трассы проектируемой дороги

C - коэффициент вариации максимальной безопасной скорости движения, %

Согласованность проектных решений и поведения водителя в дорожном движении

Соответствие расчетной скорости и максимальной безопасной скорости движения

К - итоговый коэффициент обеспеченности расчетной скорости, доли ед.

Степень постоянства в поведении водителя при проезде смежных характерных участков трассы

К - коэффициент безопасности, доли ед.

Степень компенсации ошибок водителей

К - итоговый коэффициент аварийности, доли ед.

13.1.3 В проектах нового строительства и реконструкции дорог в качестве расчетного рекомендуется рассматривать высокий уровень безопасности движения, в проектах капитального ремонта - не ниже допустимого уровня.

13.1.4 Проектируемая автомобильная дорога должна обеспечивать соответствие критериев оценки безопасности движения расчетным уровням безопасности движения. По линейным графикам расчетных показателей выявляют опасные участки, которые следует перепроектировать.

13.2 Критерии оценки проектных решений
     


    13.2.1 Оценка плавности трассы

Плавность трассы проектируемой автомобильной дороги при сравнении вариантов ее трассы оценивают по показателю C, порядок расчета которого представлен в приложении И.

Значения показателя C, соответствующие расчетным уровням безопасности движения для автомобильных дорог различных категорий, представлены в таблице 13.2.


Таблица 13.2 - Значения коэффициента вариации максимальной безопасной скорости, соответствующие расчетным уровням безопасности движения

Категория автомобильной дороги (по ГОСТ Р 52398)

Значения показателя C, на участках расчетной протяженности, соответствующие расчетным уровням безопасности движения, %

Высокий

Допустимый

IА, IБ

Менее 1,0

1,5-2,0

IВ, II с числом полос 4

Менее 1,5

1,5-3,0

II с числом полос 2, III

Менее 1,5

1,5-4,0

Примечание - Расчетная протяженность последовательно расположенных участков трассы принята равной 200 м.


При сравнении вариантов трассы проектируемой дороги по показателю C рекомендуется с помощью таблицы 13.2 определять протяженность участков проектируемой автомобильной дороги, соответствующих различным уровням безопасности движения. Выбирают вариант проектируемой дороги, который на большем протяжении обеспечивает высокий уровень безопасности движения, при этом не допускаются участки с низким и критическим уровнем безопасности движения.

13.2.2 Оценка согласованности проектных решений и поведения водителя в дорожном движении