Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56645.3-2015 Системы дизайн-менеджмента. Руководство по управлению инновациями (Переиздание)

     3 Термины и определения


Разные определения, данные к некоторым терминам, применяются в отношении различных аспектов и традиций (например, проектирование и промышленный дизайн). Знание этих многочисленных интерпретаций (например, инновации и руководитель инновационной деятельности) имеет большое значение при работе в междисциплинарных группах, занимающихся разработкой инновационных решений.

В настоящем стандарте применены термины по BS 7000-10, BS 3811, BS 4778-3 (все части), BS 6079 (все части), BS EN ISO 9000, BS ISO 10007, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 продукт 3-го поколения: Долгосрочный продукт или услуга, которые становятся доступными через два поколения после поколения продукта, разрабатываемого в настоящее время.

3.2 ретроспекция: Процесс достижения желаемого видения в долгосрочной перспективе строится постепенно, посредством возвращения в настоящее через серию знаковых достижений, эффективно намечающих путь вперед.

Примечание - Данный термин может применяться к рынкам, продуктам, услугам, процессам и организациям.

3.3 свободный полет мысли: Неограниченное исследование идей, независимо от их практичности, применимости или конкурентоспособности.

Примечание - Теории, кажущиеся непрактичными и непригодными к использованию, могут стать источником наработок, ведущих к разработке успешных инноваций.

3.4 прорывная инновация: Изменение, ломающее мнимые ограничения в конфигурации, производительности или технологии.

Примечание - Обычно помогают открыть важные новые функции, позволяющие добиться значительного прогресса результатов.

3.5 корпоративные нематериальные активы: Знания, умения, опыт, интеллектуальная собственность и другие нематериальные атрибуты организации.

Примечание - Включает в себя корпоративную память и особенности устного творчества организации.

3.6 подрывная инновация: Инновации со значительным неблагоприятным воздействием внутри и/или вне организации, которое не может быть изменено или контролируемо в краткосрочной перспективе.

Примечание - Эта инновация часто присуща организациям, использующим низкозатратные технологии, методы и процедуры такими способами, которые часто не ограничиваются стандартными представлениями и перспективами выхода на новые рынки/сферы и вытеснения признанных игроков.

3.7 эмпатический дизайн: Ориентированный на пользователя дизайн, где идеи для изменений и инноваций возникают из тщательного наблюдения, как целевые клиенты используют имеющиеся в настоящее время продукты в реальных жизненных ситуациях.

Примечание - Результаты этнографических исследований могут служить в качестве основных исходных данных для подобного дизайна.

3.8 выработка концепции: Способность формулировать будущее состояние.

3.9 компетенция: Накопление знаний, навыков и опыта, относящиеся к конкретной теме или области.

3.10 анализ по типу "если бы": Описание того, что можно было бы выполнить или что было бы выполнено при наличии определенных материалов, процессов или технологий или при определенном стечении обстоятельств.

Примечания

1 Предложения "если бы" являются важнейшими активаторами или путем к выработке новой концепции развития.

2 Отличается от анализа по типу "что, если" тем, что отправной точкой служит заданное целевое будущее, а не настоящее состояние. См. 3.42.

3.11 инклюзивный дизайн: Дизайн основных продуктов и/или услуг - доступный и удобный в использовании для людей с самым широким диапазоном возможностей и ограничений без использования специальных приспособлений.

3.12 поэтапные инновации: Изменения, включающие одно или более небольших нововведений, которые являются предсказуемыми экстраполяциями от настоящего состояния.

3.13 инновации:

<идея> Успешная эксплуатация новых идей.

Примечание - Определение, широко поддерживаемое Министерством по вопросам бизнеса, предпринимательства и регулятивной реформы Великобритании.


<процесс> Внедрение изменений, которые значительно влияют на способ производства.

<продукт> Преобразование идеи в новаторские продукты, операционный процесс или новые услуги.