Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56825-2015 Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук (Переиздание)

Введение

 

Под управлением интеллектуальной собственностью понимается область управленческой деятельности, ориентированная на эффективное управление исключительными и иными имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности и их использовании в экономической деятельности, включая:

- государственное воздействие на управленческую деятельность, осуществляемое преимущественным образом через формирование системы заказов;

- установление правил распределения и оформления интеллектуальных прав, их использования и распоряжения, а также защиты в ходе осуществления экономической деятельности (в том числе на уровне локальных нормативных актов и стандартов организации);

- организацию учета, оценки и использования интеллектуальной собственности, в том числе для целей капитализации, налогообложения и коммерциализации;

- создание системы управления рисками в сфере интеллектуальной собственности;

- разработку и применение системы показателей аудита эффективности правовой охраны, оборота и правовой защиты интеллектуальной собственности;

- подготовку/переподготовку кадров в сфере интеллектуальной собственности;

- обеспечение координации и контроля на всех этапах жизненного цикла интеллектуальной собственности.

В то же время, проводимая ранее (с 2005 г.) оптимизация государственного сектора науки в соответствии с положениями Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями науки не позволила решить основные задачи оптимизации и реструктуризации имущественных комплексов государственных научных организаций с использованием интеллектуальной собственности: повышение эффективности организаций государственного сектора науки, создание условий для привлечения инвестиций и сохранения научного профиля научных организаций, обеспечение имущественных основ для формирования недостающих элементов государственного сектора науки.

В 2013 г. произошло объединение Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук с Российской академией наук путем присоединения к последней. В процессе реорганизации государственных академий обозначились многие проблемы управления интеллектуальной собственностью, требующие своего разрешения, но которые не нашли разрешения в новых уставах этих академий и нормативных актах их учредителей.

Главным активом остается накопленный в государственных академиях наук научно-технический потенциал результатов фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, проводимых при бюджетном финансировании. В составе современного имущественного комплекса академий наук эти объекты и права на них не всегда учтены, что чревато возможностью их полной утраты.

Вступление России в ВТО с последующими санкциями в отношении Российской Федерации в условиях перехода к новому технологическому укладу и обострения конкурентной борьбы за передел международного разделения труда, рынков товаров и ресурсы актуализировали проблемы коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности.

Основной правовой формой отношений между государственной академией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, стали договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. Однако при этом, как правило, в этих договорах отсутствуют экономические и правовые механизмы легального использования на возмездной основе предшествующей интеллектуальной собственности, что не способствует инновационной мотивации участников этого процесса (автора - через вознаграждение, правообладателя - через роялти, заказчика - через снижение себестоимости инновационной продукции).

Таким образом, низкая эффективность управления интеллектуальной собственностью в секторе академической науки и государственного регулирования использования полученных результатов интеллектуальной деятельности в инновационном развитии страны предопределяют также актуальность данного стандарта.