Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении трех самостоятельных сфер общественных отношений, связанных с 1) интеллектуальной собственностью, 2) академической наукой и 3) управлением.
Для первой области - интеллектуальной собственности, следует отметить следующие ее базовые черты применительно к академической науки, определяющие особенности правовых режимов ее правовой охраны и использования:
- проведение разграничения между охраняемыми, охраноспособными и неохраняемыми объектами в сфере академической науки;
- формализация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
- абсолютный и исключительный характер действия права на объекты интеллектуальной собственности;
- территориальная и временная ограниченность действия исключительного права;
- связь с личными интересами автора и значимыми общественными интересами.
Для второй области - академической науки, следует отметить следующие ее базовые черты, предопределяющие особенности правового статуса основных субъектов отношений в этой сфере применительно к интеллектуальной собственности и управления ею:
- многообразие сфер и видов научной деятельности с преобладанием фундаментальных и поисковых научных исследований, где не всегда очевидно создание потенциальных объектов интеллектуальной собственности;
- возрастание в секторе академической науки доли прикладных научных исследований (исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач) и проблемно-ориентированных научных исследований (исследования, направленные на решение проблем и получение результатов, потенциально пригодных для относительно широкого применения, которые при положительном результате могут быть использованы при создании определенного спектра технологий и продуктов);
- многоплановость тем научных исследований и получаемых результатов (от искусства и экономики до медицины, сельского хозяйства и архитектуры);
- преобладание государственного заказа и бюджетного финансирования при проведении научных исследований;
- реорганизация системы управления академической наукой.
Область управления реализуется через государственную научно-техническую политику и должна способствовать: развитию отечественного промышленного наукоемкого производства; преумножению научно-технического потенциала страны; созданию и введению в гражданский оборот отечественной конкурентоспособной инновационной и высокотехнологичной продукции, основанной на инновационных технологиях; формированию в России благоприятного экономического климата, направленного на импортозамещение и повышение конкурентоспособности российской экономики и роста общественного благосостояния; развитию инновационных подходов в области творческих индустрии, прежде всего, в области науки, литературы и искусства.
Применение настоящего стандарта позволит определить подходы к выявлению и управлению рисками через установление правил и процедур по управлению интеллектуальной собственностью в государственных академиях наук.
Целью настоящего стандарта является введение процедур и правил, регулирующих отношения управления интеллектуальной собственностью в государственных академиях наук, как во внешних отношениях с органами государственной власти, так и внутри между академическими структурами.
К основным задачам стандартизации, направленным на достижение указанной цели, относятся:
- создание условий (предпосылок) для обеспечения экономической и технологической безопасности, а также минимизации рисков и повышения экономической значимости использования интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов, в том числе при бюджетном финансировании;
- обеспечение гибкости системы процедур и правил (широкого выбора вариантов управления исключительными (имущественными) правами);
- регламентация процедур согласования интересов участников отношений, возникающих при выполнении различных по уровню и сферам научных исследований в государственных академиях наук;
- выявление специфических рисков, относящихся к данной сфере;
- выработка процедур и правил, позволяющих выявить возможные риски, предупредить их появление, минимизировать последствия от возникших рисков и обеспечить создание условий формирования системы управления рисками в указанной сфере в целом;
- обеспечение эффективности учетной политики и повышение уровня коммерциализации исключительных (имущественных) прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в академической науке, в т.ч. принадлежащие Российской Федерации, при управлении интеллектуальной собственностью в государственных академиях наук.