Статус документа
Статус документа

     
РБ-110-16

     

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.2016 N 30

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ с 27 января 2016 г.


Настоящее руководство по безопасности при использовании атомной энергии содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества при транспортировании радиоактивных материалов.

Выпускаются впервые*.

________________

*) В разработке принимали участие: Плеханов В.Ш., Самошкин Ю.А., Кулешова Е.В., Курындин А.В., Аникин А.Ю. (Федеральное бюджетное учреждение "Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности").


Разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85, и "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-04), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 октября 2004 г. N 5, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 января 2016 г. N 30 "Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при транспортировании радиоактивных материалов".

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при транспортировании радиоактивных материалов" (РБ-110-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85 (далее - НП-090-11), и требований пункта 1.2.6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов", утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 октября 2004 г. N 5 (далее - НП-053-04).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по разработке программ обеспечения качества (далее - ПОК) при межобъектовом транспортировании ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ (далее - радиоактивные материалы (РМ)) наземными, воздушными, водными путями и всеми видами транспорта.

3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на ПОК, разрабатываемые при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, связанной с транспортированием РМ при подготовке, загрузке, отправке, перевозке (включая временное (транзитное) хранение), разгрузке и приемке в конечном пункте назначения грузов РМ и упаковок (за исключением внутреннего, то есть без выезда на пути сообщения общего пользования, транспортирования РМ по территории предприятия, где эти материалы производятся, используются и хранятся).

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения специалистами, участвующими в осуществлении деятельности, связанной с обеспечением качества при транспортировании РМ, а также специалистами Ростехнадзора при осуществлении регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (далее - ФНП) могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

II. Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества при транспортировании радиоактивных материалов

6. В ПОК рекомендуется приводить следующие разделы: "Введение", "Нормативные ссылки", "Список сокращений", "Термины и определения", "Политика в области качества", "Организационная деятельность", "Управление персоналом", "Управление документацией", "Контроль проектирования (конструирования)", "Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг", "Производственная деятельность", "Метрологическое обеспечение", "Обеспечение качества программных средств и расчетных методик", "Обеспечение надежности", "Управление несоответствиями", "Аудиты (проверки)".

Рекомендуемое содержание указанных разделов приведено в главе III настоящего Руководства по безопасности.

В ПОК допускается не включать разделы, в соответствии с которыми деятельность не осуществляется, при условии указания в этих разделах причин отсутствия соответствующих функций в деятельности организации.

7. Состав разделов ПОК может быть дополнен в зависимости от характера деятельности, осуществляемой в организации - разработчике ПОК при транспортировании РМ, разделами с соответствующим описанием порядка реализации организационных и технических мероприятий по обеспечению качества.

8. По каждому направлению деятельности, приведенному в ПОК, рекомендуется привести ссылки на документы, использованные при разработке соответствующих мероприятий (например, ФНП, другая нормативная и техническая документация (далее - НД), документы по стандартизации, документированные процедуры, разработанные в организации).

9. Разработка и утверждение ПОК осуществляется в соответствии с действующим в организации - разработчике ПОК порядком разработки, утверждения и документального оформления стандартов организации (при его наличии).

III. Рекомендуемое содержание разделов программы обеспечения качества при транспортировании радиоактивных материалов

10. В разделе "Введение" рекомендуется привести:

1) цель (назначение) ПОК, связанную с необходимостью определения организационных и технических мероприятий по обеспечению качества, влияющих на безопасность и обеспечивающих соблюдение требований, установленных в НД;

2) область распространения (применения) ПОК, которая включает деятельность, связанную с транспортированием РМ, и применяемую при ее осуществлении документацию, а также персонал, который обязан в своей работе руководствоваться требованиями ПОК;

3) основание для разработки ПОК (перечень основных документов, в соответствии с которыми разработана ПОК, в том числе НП-090-11, НП-053-04, документы международных организаций, членом которых является Российская Федерация, включая МАГАТЭ, ИСО).

10.1. В разделе "Введение" рекомендуется привести краткую информацию о действующей в организации системе менеджмента качества (или системе менеджмента, или системе качества, или системе обеспечения качества) (далее - СМК) с указанием области ее распространения (применения), сведений о сертификате (сертификатах) соответствия СМК установленным требованиям и сроке его (их) действия (при наличии такого сертификата (сертификатов), ссылок на документированные процедуры СМК.

Рекомендуется указать, что:

1) пересмотр ПОК осуществляется не реже одного раза в пять лет, а внесение в них необходимых изменений и дополнений осуществляется:

при существенных изменениях требований к обеспечению безопасности и (или) качеству выполняемых работ и предоставляемых услуг при транспортировании РМ в связи с изменением действующих или выходом новых НД или технологической документации;

при изменении организационной структуры организации - разработчика ПОК или границ ответственности подразделений и организаций, участвующих в транспортировании РМ;

по результатам аудитов (проверок) выполнения ПОК, анализа несоответствий, результативности корректирующих и предупреждающих действий;

по предложениям вышестоящих организаций и органов государственного регулирования безопасности;

2) в случае обнаружения в ПОК недочетов (например, редакционного характера) руководство организации - разработчика ПОК принимает меры по их устранению путем корректировки ПОК;

3) ПОК и их изменения утверждаются и вводятся в действие соответствующим организационно-распорядительным документом.

11. В разделе "Нормативные ссылки" приводят все НД, на которые есть ссылки в ПОК.

12. В разделе "Список сокращений" приводят сокращения, встречающиеся в ПОК, с их расшифровкой и при необходимости с пояснениями.

13. В разделе "Термины и определения" приводят термины, важные для понимания ПОК, и их определения (если возможно их неоднозначное толкование).

14. В разделе "Политика в области качества" рекомендуется привести сведения о политике в области качества организации - разработчика ПОК, включающей:

1) установление приоритета обеспечения безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, связанной с транспортированием РМ;

2) основные цели в области качества и методы их достижения, направленные на обеспечение соблюдения требований к качеству выполнения работ при осуществлении деятельности, связанной с транспортированием РМ;

3) обязательства руководства организации в области качества, в которых рекомендуется отразить аспекты, связанные с:

периодическим анализом результативности ПОК для подтверждения соответствия применяемых методов и выполняемых мероприятий по обеспечению качества поставленным руководством целям в области качества;

ознакомлением с политикой в области качества всего персонала организации - разработчика ПОК и персонала организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги при транспортировании РМ (далее - подрядные организации), и внесением в должностные инструкции работников положений, устанавливающих ответственность и полномочия в части выполнения мероприятий из ПОК, относящихся к выполняемой этим персоналом работе;

выделением необходимых финансовых, материально-технических, людских и информационных ресурсов для обеспечения качества при осуществлении деятельности, связанной с транспортированием РМ.

15. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется привести:

1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую форму организации - разработчика ПОК;

2) наименования правовых актов, составляющих правовую основу транспортирования РМ (например, международный договор, постановление Правительства Российской Федерации, договор о праве пользования РМ, разрешение на передачу РМ);

3) информацию о наличии у организации - разработчика ПОК и других организаций, выполняющих работы, связанные с транспортированием РМ, в том числе у грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, необходимых лицензий и разрешений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) схему организационной структуры организации - разработчика ПОК в части, относящейся к выполнению ПОК;

5) основные сведения о функциональных обязанностях, полномочиях, границах разделения ответственности, порядке взаимодействия должностных лиц, руководящих работами, связанными с транспортированием РМ, выполняющих и оценивающих их, включая информацию о распределении ответственности лиц (подразделений), выполняющих работы и осуществляющих контроль их качества;

6) основные сведения о функциях и взаимодействии подразделений организации, участвующих в реализации ПОК;

7) основные сведения о порядке взаимодействия с заказчиком, вышестоящими организациями (при их наличии), подрядными организациями, органами, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

8) информацию о финансовых гарантиях ответственности за возмещение убытков и вреда, причиненного радиационным воздействием при транспортировании РМ;

9) требования к программам обеспечения качества подрядных организаций (при необходимости);

10) основные принципы управления качеством, которые рекомендуется формулировать с учетом следующих положений:

деятельность по обеспечению качества и обеспечение ее необходимыми ресурсами осуществляется на основе дифференцированного подхода, учитывающего классификации перемещаемых упаковок, транспортных пакетов, грузовых контейнеров, РМ, грузоподъемных машин и механизмов (далее - ГПМ), а также выполняемых работ по их влиянию на безопасность персонала и окружающей среды;

принимаемые технические и организационные решения соответствуют требованиям проектной и конструкторской документации (далее - ПКД), НД и обосновываются расчетами, исследованиями, испытаниями, апробацией, прежним опытом выполнения подобных работ, а также оценкой достигнутого уровня развития науки, техники и производства;

изменения в организационной структуре для исключения их возможного отрицательного влияния на безопасность и качество деятельности при транспортировании РМ обосновываются заранее, тщательно планируются и оцениваются после их осуществления руководством организации;

при изменении требований действующих НД или вводе в действие новых НД проводятся анализ влияния на безопасность и качество выполняемых работ при транспортировании РМ выявленных отступлений от новых требований, разработка и реализация мероприятий по устранению и (или) компенсации влияния отступлений на безопасность и качество проводимых работ;

между руководителями, исполнителями работ и работниками, осуществляющими контроль выполнения работ, устанавливается разграничение полномочий и обязанностей, исключающее их дублирование, при этом ответственность за качественное выполнение конкретной работы лежит на непосредственных исполнителях;

деятельность, осуществляемая в рамках СМК, согласовывается с мероприятиями, предусматриваемыми ПОК.

16. В разделе "Управление персоналом" рекомендуется описать порядок подбора, комплектования, подготовки, переподготовки, поддержания, повышения квалификации, проверки знаний, аттестации, допуска к самостоятельной работе персонала, участвующего в выполнении работ, на которые распространяются ПОК, который предусматривает в соответствии с действующими процедурами:

1) определение потребностей в количестве персонала, уровне его подготовки и квалификации при подборе и комплектовании с учетом:

действующей структуры управления и штатного расписания организации - разработчика ПОК;

объемов планируемых работ;

положений отраслевых тарифно-квалификационных справочников;

2) разработку, анализ и корректировку программ подготовки, переподготовки, поддержания на необходимом уровне и повышения квалификации персонала, его предаттестационной подготовки, а также программ (вопросов) проверки знаний персонала, обеспечивающих изучение требований по безопасности и качеству выполняемых им работ и оценку уровня имеющихся знаний;

3) обучение персонала по программам групповой и индивидуальной подготовки;

4) систематический контроль профессиональных знаний, навыков и аттестацию персонала в процессе его трудовой деятельности (включая проверку знаний НД, инструкций по охране труда работников до их допуска к самостоятельной работе, а в дальнейшем периодически в соответствии с графиками);

5) изучение новых требований к обеспечению безопасности и качеству при вводе в действие новых или изменении действующих НД, а также проверку знаний этих требований у работников в соответствии с должностными обязанностями;

6) допуск к самостоятельной работе только обученных и аттестованных работников, имеющих соответствующую квалификацию, подтвержденную при аттестации и (или) проверке знаний, и имеющих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии (при необходимости, установленной требованиями должностной инструкции);

7) проведение инструктажей работников в установленном порядке с их документальным оформлением (в том числе проведение инструктажей работников, привлекаемых к проведению разовых операций по погрузке, перевозке и разгрузке грузов, перед выполнением этих работ);

8) допуск прикомандированного персонала к работам, связанным с транспортированием РМ, при условии, что он прошел подготовку, дающую право замещения соответствующей должности, проверку знаний и его квалификация соответствует установленным требованиям к выполняемой работе;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».