14.1 Требования настоящего раздела распространяются на проектирование тоннелей и тоннельных сооружений (далее - тоннели) различного назначения, устраиваемых закрытым способом.
Проектирование тоннелей, устраиваемых открытым и полузакрытым способами, следует выполнять с учетом разделов 11, 15, а также 14.2.
14.2 При проектировании тоннелей помимо настоящего раздела следует руководствоваться СП 43.13330, СП 102.13330, СП 120.13330, СП 122.13330 и сводом правил [6] в зависимости от функционального назначения тоннеля.
14.3 Проектные решения должны обеспечивать прочность, устойчивость, пригодность к эксплуатации и долговечность конструктивных элементов тоннелей, устойчивость оснований, безопасность выполнения строительных работ, нормальные условия эксплуатации окружающей (расположенной над тоннелем) застройки и отсутствие вредных воздействий на геологическую и гидрогеологическую среды.
14.4 К геотехническим задачам проектирования тоннелей следует относить:
- выбор очертания поперечного сечения тоннеля и глубины его заложения;
- выбор способа проходки и устройства конструкций тоннеля;
- определение необходимости и конструктивных параметров временной крепи тоннеля;
- определение конструктивных параметров постоянной обделки тоннеля;
- оценку влияния строительства на окружающие среду и застройку;
- выбор средств и разработку программы контроля и мониторинга.
14.5 Внутренние размеры поперечных сечений тоннелей и притоннельных сооружений следует определять в зависимости от их функционального назначения. В большинстве случаев следует принимать форму поперечного сечения тоннелей кругового или сводчатого очертания и определять расчетом.
14.6 Материалы и тип обделки следует выбирать в соответствии с СП 102.13330, СП 120.13330, СП 122.13330 в зависимости от функционального назначения тоннеля.
14.7 Способ проходки тоннеля и горнопроходческое оборудование следует выбирать в зависимости от инженерно-геологических и гидрогеологических условий по трассе тоннеля, их изменчивости, глубин заложения тоннеля, его поперечных размеров и формы, условий градостроительной и экологической ситуации, оценки рисков, а также на основании технико-экономического сопоставления вариантов.
Примечание - В городских условиях для устройства тоннелей под застроенными территориями рекомендуется применять механизированные щитовые комплексы с уравновешиванием давления в призабойной зоне с помощью гидравлического или грунтового пригруза.
14.8 Процесс проектирования должен быть основан на результатах инженерно-геологических изысканий, выполнении расчетов, результатах экспериментальных работ, учете сопоставимого опыта строительства в схожих инженерно-геологических условиях, результатах натурных измерений и наблюдений в процессе проведения работ.
14.9 При проектировании тоннелей следует выполнять расчеты их конструкций и оснований по двум группам предельных состояний - ULS и SLS, рассматривая все возможные кратковременные и долговременные проектные ситуации и их сценарии как в строительный, так и в эксплуатационный период.
14.10 При проектировании должны быть рассмотрены, как минимум, следующие проектные ситуации и предельные состояния, соответствующие периоду строительства тоннеля:
- разрушение основания (вывал) при незакрепленной или недостаточно закрепленной площади в забое или своде тоннеля (GEO);
- поступление подземных вод в забое или своде тоннеля (HYD);
- всплытие тоннеля (UPL);
- разрушение, потеря устойчивости или недопустимые деформации временной крепи (EQU, STR, SLS);
- разрушение, потеря устойчивости или недопустимые деформации устраиваемой обделки или ее фрагмента (EQU, STR, SLS);
- недопустимые деформации грунтового массива, осадки поверхности или деформации окружающей застройки (SLS);
- недостаточное или избыточное давление пригруза в призабойной камере механизированного щитового комплекса (GEO, SLS);
- недостаточное или избыточное давление щитовых домкратов (GEO, SLS);
- недостаточное или избыточное давление нагнетания раствора за обделку (GEO, SLS).
14.11 В проекте должны быть рассмотрены, как минимум, следующие проектные ситуации и предельные состояния, соответствующие периоду эксплуатации тоннеля: