Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 50779.100-2017 Статистические методы. Методология "Шесть сигм". Основные критерии бенчмаркинга в организации

Введение


Одним из аспектов методологии "Шесть сигм" является проведение бенчмаркинга. Процесс бенчмаркинга - это процесс сопоставления стратегии, процесса, продукции организации и/или другого объекта с аналогичными объектами, стратегиями, процессами, продукцией и т.п., способствующий их постоянному улучшению.

В настоящем стандарте установлены критерии бенчмаркинга и приведено описание его основных этапов. В основу метода бенчмаркинга положены принципы прозрачности, взаимопонимания и доверительности, необходимые для обеспечения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

При разработке критериев бенчмаркинга используют потребительские требования. Эти требования, как правило, включают требования потребителя к продукции (явные и неявные), такие как безопасность, защищенность, функциональность, комфортность, простота использования, готовность и безотказность, а также этические и/или экологические требования и др. В бенчмаркинге обычно используют три основные группы параметров: показатели производительности, качества и стоимости. Эти критерии составляют основу процесса бенчмаркинга.

Бенчмаркинг применим ко всем отраслям промышленности, всем типам процессов, организациям всех типов и размеров и ко всем методам улучшения, включая методологию "Шесть сигм".

Основным принципом методологии "Шесть сигм" является обеспечение качества на уровне "Шесть сигм". Для этого уровня качества характерно отношение оценки (наблюдаемого или прогнозируемого) количества дефектных объектов к общему количеству оцениваемых объектов в соответствии с требованиями и изменчивостью процесса (например, один дефект на миллион единиц). Дефект - несоответствие продукции установленным требованиям.

Под уровнем "Шесть сигм" следует понимать такой уровень несоответствий, который дает возможность поставлять продукцию или услуги высокого качества. Методология "Шесть сигм" обеспечивает качество на уровне приблизительно три-четыре дефекта на миллион единиц продукции. Бенчмаркинг помогает снизить уровень дефектности и несоответствий путем внедрения передового опыта.