Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 50779.100-2017 Статистические методы. Методология "Шесть сигм". Основные критерии бенчмаркинга в организации

     6 Применение бенчмаркинга в методологии "Шесть сигм"


Бенчмаркинг, применяемый в организации совместно с принципами "Шесть сигм", позволяет определить:

- уровень качества выпускаемой продукции, эффективности и деятельности организации по сравнению с современным техническим уровнем;

- опорные значения показателей для сравнения с другими организациями;

- слабые стороны организации, которые должны быть улучшены.

Используя эту информацию, организация может применять программы улучшений, среди которых две главные методологии "Шесть сигм": циклы DMAIC и методы методологии "Шесть сигм". В область применения бенчмаркинга также могут быть включены некоторые принципы бережливого производства (управление потоком, поставка точно в срок, повышение эффективности работы организации).

Весь процесс производства в организации можно разбить на ряд подпроцессов, таких как закупки, логистика, производство, создание условий, поставка и оплата. Форма таблицы для сбора данных по процессам приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Форма сбора данных (процессы и дефекты)

Процесс

Закупка

Логистика

Производство

Создание условий

Поставка

Выставление счета

Дефекты, ppm*

_______________

* ppm - количество единиц на миллион.



Показателем уровня распространения дефектов является коэффициент (см. таблицу 3).


Таблица 3 - Модель распространения дефекта

Уровень дефектности

Уровень дефектов на входе

Уровень дефектов процесса деятельности

Уровень дефектов на выходе

Значения



Наихудший случай соответствует =1:

.


При введении понижающего коэффициента

,


где 0<<1.

Бенчмаркинг в данном случае сводится к определению значения , которое обычно называют индексом организации.

Для того чтобы не возникли противоречия, индекс организации необходимо сравнивать со штучным сквозным выходом, определенным в соответствии с ГОСТ Р ИСО 13053-1.

С целью улучшения деятельности организация осуществляет различные виды бенчмаркинга. Помимо качества, эффективности и производительности организации существуют две другие области применения бенчмаркинга:

- бенчмаркинг характеристик продукции, представляющий собой сопоставление функциональных характеристик продукции (например, мощности двигателя легковых автомобилей, мощности компьютеров);

- бенчмаркинг финансовых показателей (т.е. бенчмаркинг стоимости, добавленной ценности и др.).

Цель бенчмаркинга в методологии "Шесть сигм" состоит в получении таких результатов, которые можно использовать в качестве входных характеристик для других видов бенчмаркинга (например, финансовые показатели).