Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10075-1-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКИ

Часть 1

Основные понятия, термины и определения

Ergonomic principles of assurance of adequacy of mental workload. Part 1. General concepts, terms and definitions



ОКС 13.180; 01.040.13

Дата введения 2019-12-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ЗАО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. N 562-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10075-1:2017* "Эргономические принципы, относящиеся к умственной нагрузке. Часть 1. Основные вопросы и понятия, термины и определения" (ISO 10075-1:2017 "Ergonomic principles related to mental workload - Part 1: General issues and concepts, terms and definitions", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/TC 159.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 10075-2011

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В настоящем стандарте установлены термины, относящиеся к умственной нагрузке и ее последствиям. В настоящем стандарте приведен более полный набор терминов по сравнению с ИСО 6385.

Умственная нагрузка охватывает такие понятия, как умственный стресс, умственное напряжение и их последствия.

Так как существует множество различных понятий, связанных с умственной нагрузкой, умственным стрессом и умственным напряжением, как в разговорной речи, так и в научном применении, необходимо стандартизировать эти понятия и термины в области эргономики.

В настоящем стандарте термин "умственная нагрузка" использован в качестве более общего термина, включающего такие понятия, как умственный стресс и умственное напряжение. Вместе с тем термин "умственный стресс" использован как более нейтральный термин, который не отражает отрицательные последствия воздействия рабочей нагрузки и других факторов, что возможно при других подходах. В этом значении умственный стресс соответствует применению терминов стресса и напряжения в инженерии. Таким образом, умственный стресс относится к причинам умственного напряжения, а умственное напряжение - к последствиям этого стресса у человека. Подобное понимание согласуется с использованием терминов в других стандартах в области эргономики, например с тепловым стрессом (см. ИСО 7933).

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает термины в области умственной нагрузки, включая такие термины, как умственный стресс и умственное напряжение, а также положительные и отрицательные последствия кратковременного и длительного умственного напряжения. Настоящий стандарт также устанавливает взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями.

В настоящем стандарте термин "умственная нагрузка" использован в качестве обобщающего или общего термина применительно ко всем понятиям и положениям, приведенным в настоящем стандарте, и не имеет установленного или стандартизованного определения в настоящем стандарте. Подобное понимание согласуется с применением данного термина в эргономике и в других областях, в которых он может быть использован применительно к умственному стрессу, умственному напряжению и их последствиям, т.е. как к причинам, так и к последствиям. Таким образом, в настоящем стандарте термин "умственная нагрузка" применен не как технический термин, а исключительно в качестве ссылки на область умственной нагрузки.

Примечание - В приложении А приведены дополнительные объяснения терминов и понятий.

Настоящий стандарт применим при проектировании рабочих условий с учетом умственной нагрузки и обеспечивает использование единой терминологии экспертами и практиками как в области эргономики, так и за ее пределами.

Настоящий стандарт не рассматривает методы измерений умственной нагрузки и принципы проектирования производственного задания, которые приведены в ИСО 10075-2 и ИСО 10075-3.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Терминологические базы данных ИСО и МЭК доступны по следующим интернет-адресам:

- электронная платформа ИСО с функцией онлайн-просмотра терминов по адресу: http://www.iso.org/obp;

- электронная база МЭК Electropedia по адресу: http://www.electropedia.org/.

3.1 Термины и определения в области умственной нагрузки

3.1.1 умственный стресс (mental stress): Состояние, возникающее при воздействии на человека всех учитываемых внешних источников, влияющих на его умственное состояние.

Примечание 1 - Так как в настоящем стандарте термин "умственный стресс" включает все поддающиеся оценке факторы, влияющие на умственное состояние человека, употребление в разговорной речи термина "умственные стрессы" (во множественном числе) не согласуется с определением данного термина в настоящем стандарте. "Воздействие всех учитываемых внешних источников" означает, что умственный стресс, как правило, включает воздействие различных факторов, составляющих совокупность факторов. Совокупность всех этих факторов приводит к умственному стрессу. Дополнительные факторы изменяют результат воздействия на умственное состояние человека, но не рассматриваются как новые виды умственного стресса. Термин "умственный стресс" является результатом воздействия всей совокупности факторов. По этим причинам требуется четкое терминологическое различие между умственным стрессом как результатом воздействия всей совокупности факторов (как определено выше) и отдельными или множественными факторами как составляющими этого умственного стресса.

Примечание 2 - Применение термина "умственный стресс" в настоящем стандарте согласуется с использованием термина "рабочая нагрузка", установленного в ИСО 6385, в котором термин "рабочая нагрузка" приведен как синоним термина "внешняя рабочая нагрузка".

3.1.2 умственное напряжение (mental strain): Прямое последствие умственного стресса (3.1.1), зависящее от фактического состояния человека.

Пример - Примерами индивидуальных характеристик человека могут быть возраст, пол, навыки, способы преодоления стресса, усталость, настроение.

Примечание - Комментарии, приведенные в 3.1.1, примечание 1, также применимы к понятию умственного напряжения, которое означает совокупное, прямое воздействие на человека в результате умственного стресса.

3.2 Последствия умственного напряжения

Примечание - Порядок определения последующих терминов не предполагает наличия определенной функциональной взаимосвязи.

3.2.1 Положительные последствия кратковременного воздействия

3.2.1.1 врабатываемость (warming-up effect): Свойство организма постепенно мобилизовать свои функциональные возможности в условиях умственной нагрузки, выражающееся в том, что через короткое время после начала деятельности для выполнения работы требуется меньше усилий.

3.2.1.2 активизация (activation): Внутреннее состояние человека, приводящее к повышению умственной и физической активности.

Примечание - Умственное напряжение (3.1.2) может приводить к различным степеням активизации в зависимости от его продолжительности и интенсивности. Существует диапазон, в котором активизация оптимальна, т.е. не слишком низкая и не слишком высокая, что обеспечивает наилучшую функциональную работоспособность.

3.2.1.3 обучение (learning): Процесс, основанный на (рабочем) опыте, который приводит к устойчивым изменениям в поведении, например в планах, поступках и ценностях.

3.2.2 Положительные последствия длительного или многократного воздействия

3.2.2.1 практический опыт (practice effect): Устойчивое изменение индивидуальной деятельности по выполнению производственного задания, сформировавшееся в результате обучения (3.2.1.3) и многократного переживания умственного напряжения (3.1.2), связанного с выполнением данного задания.

3.2.2.2 повышение квалификации (competence development): Комплексная форма обучения, включающая приобретение, закрепление, совершенствование и/или дифференциацию когнитивных, эмоциональных, социальных и двигательных навыков и умений как следствие активного участия в выполнении задачи.

Примечание 1 - Повышение квалификации может иметь различные аспекты, например фактические, методологические и/или социальные.

Примечание 2 - Повышение квалификации является положительным результатом длительного воздействия умственного стресса (3.1.1).

3.2.3 Отрицательные последствия кратковременного воздействия

Примечание - Отрицательные последствия различают по времени и характеру их возникновения и восстановления после них, включая средства, необходимые для достижения этого восстановления (требующие времени или смены деятельности для восстановления). Отрицательные последствия также различают по признакам, которые могут быть общими или более специфическими.

3.2.3.1 умственная усталость (mental fatigue): Временное снижение умственной и физической функциональной работоспособности, зависящее от интенсивности, продолжительности и изменений во времени предшествующего умственного напряжения (3.1.2).

Примечание 1 - В отличие от состояния, сходного с усталостью (3.2.3.2), для восстановления при умственной усталости необходим отдых, а не смена вида деятельности.

Примечание 2 - Снижение функциональной работоспособности проявляется, например, в виде утомления, менее благоприятном соотношении между результатом и предпринимаемыми усилиями, появлении определенного типа ошибок и частоте их появления. Степень снижения работоспособности также зависит от индивидуальных особенностей человека и его начального состояния.

3.2.3.2 состояние, сходное с усталостью (fatigue-like states): Состояние, возникающее у человека в результате воздействия умственного напряжения (3.1.2), вызванного однообразием действий и ситуаций, которое, в отличие от усталости, быстро исчезает после введения изменений в выполняемое задание и/или окружающую среду/ситуацию.

Примечание - Как правило, ощущение утомления присуще как состоянию умственной усталости (3.2.3.1), так и аналогичным усталости состояниям. Однако в последнем случае они отличаются от состояния умственной усталости своей кратковременностью. При состояниях, сходных с усталостью, межличностные различия проявляются особенно сильно.

3.2.3.2.1 монотония (monotony): Медленно развивающееся состояние пониженной активизации (3.2.1.2), возникающее при длительном выполнении однообразных, повторяющихся заданий, в основном проявляющееся в виде сонливости, утомления, снижения или колебания работоспособности, снижения адаптируемости и восприимчивости, а также сопровождающееся повышением изменчивости частоты сердечных сокращений.

Пример - Монотония возникает при длительном выполнении однообразных, повторяющихся заданий или действий, например при сборке, вводе данных.

Примечание 1 - Монотония, как правило, развивается медленнее, чем снижение бдительности (3.2.3.2.2). Восстановление из этого состояния не обязательно происходит сразу после введения изменений в выполняемое задание или окружающую среду.

Примечание 2 - Монотония и снижение бдительности (3.2.3.2.2) могут быть дифференцированы по причинам, их вызывающим, а не по следствиям их влияния на работоспособность и внимательность. Монотония возникает при выполнении однообразных заданий с высокой степенью повторяемости.

3.2.3.2.2 снижение бдительности (reduced vigilance): Состояние пониженной активизации и способности к обнаружению, в основном возникающее при выполнении однообразных задач мониторинга.

Пример - Снижение бдительности возникает при выполнении задач мониторинга или контроля, например: при отслеживании экранов радаров или панелей управления приборов.

Примечание 1 - Снижение работоспособности обычно происходит через 5-20 мин после начала выполнения задания. Восстановление из этого состояния происходит сразу после введения изменений в выполняемое задание или окружающую среду.

Примечание 2 - Монотония (3.2.3.2.1) и снижение бдительности могут быть дифференцированы по причинам, их вызывающим, и методам восстановления, а не по следствиям их влияния на работоспособность и внимательность.

3.2.3.2.3 умственное пресыщение (mental satiation): Состояние нервно-неустойчивого, сильного эмоционального неприятия повторяющихся заданий или ситуаций, при котором переживания человека сводятся к ощущению "медленно тянущегося времени" и "топтания на месте".

Примечание - Дополнительными симптомами умственного пресыщения являются раздражение, пониженная производительность труда и/или ощущение утомления и стремление прекратить деятельность. В отличие от монотонии и снижения бдительности умственное пресыщение характеризуется неизменным или даже более высоким уровнем активизации (3.2.1.2), сопровождающейся отрицательной оценкой задания, вызывающей отрицательные эмоции или плохое настроение.

3.2.3.3 стрессовая реакция (stress response): Состояние человека, характеризующееся повышенной умственной (включая когнитивные и эмоциональные составляющие) и/или физической активизацией (3.2.1.2) в результате отрицательного воздействия умственного стресса (3.1.1), подвергающего риску успешное достижение цели и/или ценностей.

Пример - Стрессовая реакция возникает у человека в результате выполнения задания или работы с инструментами, и/или в условиях временных ограничений, которые, с точки зрения человека, ставят под угрозу выполнение задания или делают его невозможным, с ожидаемыми отрицательными последствиями для человека.

Примечание - В соответствии с приведенным определением стрессовая реакция обязательно носит отрицательный характер, возникающий в результате негативного восприятия человеком умственного стресса (3.1.1) по отношению к имеющимся у него ресурсам.

3.2.4 Отрицательные последствия длительного или многократного воздействия

3.2.4.1 эмоциональное выгорание (burnout): Состояние, характеризующееся психическим, эмоциональным и/или физическим истощением, безразличным отношением к своей работе и ощущением собственной профессиональной несостоятельности в результате длительного воздействия определенных видов умственного стресса (3.1.1).

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs