Дополнительные объяснения терминов и понятий
А.1 В таблице А.1 и на рисунке А.1 показаны связи между умственным стрессом, индивидуальными факторами и умственным напряжением с его последствиями. Связи представлены в упрощенном виде, при этом не рассмотрено возможное взаимное воздействие, а различные условия, вызывающие умственный стресс, как и различные индивидуальные факторы, сгруппированы вместе. Для каждой группы приведены лишь примеры. Таким образом, списки не являются исчерпывающими. Последовательность перечисленных примеров не является упорядоченной.
А.2 В зависимости от предшествовавшей деятельности или исходного состояния человека одна и та же ситуация может приводить к умственному стрессу с возрастанием или снижением умственного напряжения. Например, при чтении книги возникает умственный стресс, приводящий к повышенному умственному напряжению; однако чтение той же книги после продолжительной интенсивной дискуссии может вызывать умственный стресс, приводящий к снижению умственного напряжения.
Рисунок А.1 - Взаимосвязь умственного стресса, умственного напряжения и их последствий
Таблица А.1 - Умственный стресс, умственное напряжение и их последствия (примеры)
Ситуационные воздействия на умственный стресс (внешние по отношению к человеку) | |||
Рабочие требования | Физические условия | Социальные и организационные факторы | Общественные факторы (внешние по отношению к организации) |
Например: | Например: | Например: | Например: |
Обработка информации (количество и качество сигналов, которые необходимо обнаружить, построение заключений на основе неполной информации, выбор между альтернативными вариантами действий) | Климатические условия (температура, влажность, движение воздуха) | Атмосфера в организации (отношение к новым работникам, межличностные отношения) | Культурный уровень (приемлемые рабочие условия, зарплата, нормы) |
Ответственность (за здоровье и безопасность коллег, снижение производительности) | Шум (уровень громкости, звуковая частота) и вибрация (частота, амплитуда) | Групповые факторы (групповая структура, сплоченность) | Экономическая ситуация (рынок труда) |
Режим труда (часы работы, перерывы на отдых, посменная работа) | Погода (дождь, шторм) | Руководство (диапазон контроля) | |
Содержание задания (планирование, выполнение, контроль, оценка) | Запах (приятный, неприятный) | Конфликты (между группами сотрудников или отдельными лицами) | |
Опасность (подземные работы, работа, связанная с управлением транспортным средством, работа со взрывчатыми веществами) | Социальные контакты (изолированное рабочее место, взаимодействие с клиентами и пациентами) |
Индивидуальные характеристики, изменяющие взаимосвязи между стрессом и напряжением, например: | ||||||
Уровень целеустремленности, уверенность в своих силах, мотивация, отношение к работе, способы преодоления стресса | Способности, навыки, знания, опыт | Общее состояние, здоровье, возраст, пол, физическое состояние, питание | Фактическое состояние, исходный уровень активизации | |||
Умственное напряжение | ||||||
Последствия умственного напряжения | ||||||
Положительные последствия | Отрицательные последствия | |||||
Временные последствия | Длительные последствия | Временные последствия | Длительные последствия | |||
Врабатываемость, активизация, обучение | Повышение квалификации, практический опыт | Умственная усталость и/или состояние, сходное с усталостью (монотония, снижение бдительности, умственное пресыщение), стрессовая реакция | Эмоциональное выгорание |