Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10075-1-2019 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Часть 1. Основные понятия, термины и определения

     Приложение А
     (справочное)

Дополнительные объяснения терминов и понятий

     

А.1 В таблице А.1 и на рисунке А.1 показаны связи между умственным стрессом, индивидуальными факторами и умственным напряжением с его последствиями. Связи представлены в упрощенном виде, при этом не рассмотрено возможное взаимное воздействие, а различные условия, вызывающие умственный стресс, как и различные индивидуальные факторы, сгруппированы вместе. Для каждой группы приведены лишь примеры. Таким образом, списки не являются исчерпывающими. Последовательность перечисленных примеров не является упорядоченной.

А.2 В зависимости от предшествовавшей деятельности или исходного состояния человека одна и та же ситуация может приводить к умственному стрессу с возрастанием или снижением умственного напряжения. Например, при чтении книги возникает умственный стресс, приводящий к повышенному умственному напряжению; однако чтение той же книги после продолжительной интенсивной дискуссии может вызывать умственный стресс, приводящий к снижению умственного напряжения.

     Рисунок А.1 - Взаимосвязь умственного стресса, умственного напряжения и их последствий



Таблица А.1 - Умственный стресс, умственное напряжение и их последствия (примеры)

Ситуационные воздействия на умственный стресс (внешние по отношению к человеку)

Рабочие требования

Физические условия

Социальные и организационные факторы

Общественные факторы (внешние по отношению к организации)

Например:

Непрерывное внимание (наблюдение за экраном радара в течение длительного периода времени)

Например:

Освещение (яркость, контраст, блеск)

Например:

Тип организации (структура управления, правила общения)

Например:

Социальные требования (ответственность за общественное здравоохранение и благосостояние)

Обработка информации (количество и качество сигналов, которые необходимо обнаружить, построение заключений на основе неполной информации, выбор между альтернативными вариантами действий)

Климатические условия (температура, влажность, движение воздуха)

Атмосфера в организации (отношение к новым работникам, межличностные отношения)

Культурный уровень (приемлемые рабочие условия, зарплата, нормы)

Ответственность (за здоровье и безопасность коллег, снижение производительности)

Шум (уровень громкости, звуковая частота) и вибрация (частота, амплитуда)

Групповые факторы (групповая структура, сплоченность)


Экономическая ситуация (рынок труда)

Режим труда (часы работы, перерывы на отдых, посменная работа)

Погода (дождь, шторм)



Руководство (диапазон контроля)


Содержание задания (планирование, выполнение, контроль, оценка)

Запах (приятный, неприятный)

Конфликты (между группами сотрудников или отдельными лицами)

Опасность (подземные работы, работа, связанная с управлением транспортным средством, работа со взрывчатыми веществами)

Социальные контакты (изолированное рабочее место, взаимодействие с клиентами и пациентами)

Индивидуальные характеристики, изменяющие взаимосвязи между стрессом и напряжением, например:

Уровень целеустремленности, уверенность в своих силах, мотивация, отношение к работе, способы преодоления стресса

Способности, навыки, знания, опыт

Общее состояние, здоровье, возраст, пол, физическое состояние, питание

Фактическое состояние, исходный уровень активизации

Умственное напряжение

Последствия умственного напряжения

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Временные последствия

Длительные последствия

Временные последствия

Длительные последствия

Врабатываемость, активизация, обучение

Повышение квалификации, практический опыт

Умственная усталость и/или состояние, сходное с усталостью (монотония, снижение бдительности, умственное пресыщение), стрессовая реакция

Эмоциональное выгорание