Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58686-2019 Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки (с Поправкой)

     5 Проведение историко-технической экспертизы

5.1 Целями проведения ИТЭ являются:

- определение соответствия ТС требованиям к КТС;

- изучение и сохранение образцов техники;

- формирование у заказчика ИТЭ ответственного отношения к сохранению и использованию ТС как части наследия технической истории и культуры;

- обеспечение централизованного учета КТС на территории Российской Федерации.

5.2 ИТЭ проводится аккредитованным(и) экспертом(ами) по КТС и включает в себя следующее:

- осмотр ТС;

- идентификацию ТС;

- определение марки, семейства, модели и модификации ТС;

- определение года (периода) выпуска ТС;

- проверку соответствия ТС требованиям к КТС;

- определение типологии и установление наиболее вероятных причин возникновения изменений конструкции ТС при их выявлении;

- формирование результатов ИТЭ в виде заключения историко-технической экспертизы;

- формирование по желанию заказчика ИТЭ рекомендаций по устранению признаков несоответствия ТС требованиям, предъявляемым к КТС.

Для проведения ИТЭ ТС должно быть укомплектовано всеми необходимыми для осмотра узлами и агрегатами.

5.3 Проверку соответствия ТС требованиям к КТС проводят по той категории и возрастной группе, которая определена экспертом по КТС в результате осмотра. Возрастную группу определяют в соответствии с годом начала серийного выпуска модификации ТС. Общее количество штрафных баллов для ТС складывается из суммы штрафных баллов, полученных по всем пунктам, по которым проводилась ИТЭ. ТС, набравшее менее 100 штрафных баллов по результатам ИТЭ, признается КТС. ТС, набравшее 100 и более штрафных баллов по результатам ИТЭ, признается требующим реставрации или модернизированным РТС.

При проведении ИТЭ эксперт по КТС должен провести фотосъемку ТС (при необходимости, дополнительно - видеосъемку).

5.4 Если ТС изготовлено на шасси или базе ТС иной категории, оценку представленного на осмотр ТС в части деталей, узлов и агрегатов, предусмотренных его конструкцией от базового ТС, проводят в соответствии с требованиями, установленными для КТС той категории, к которой относится базовое ТС. Например, автомобиль с кузовом пикап, относящийся к категории и изготовленный на базе легкового автомобиля категории , должен отвечать требованиям к КТС категории за исключением тех штатных элементов конструкции, которые применены в нем от базового легкового автомобиля. Эти элементы, в частности, детали оперения, капот, передняя панель, моторный щит и пр., должны отвечать требованиям, установленным в отношении них для КТС категории .

5.5 Для самодельных ТС организацией, осуществляющей аккредитацию экспертов по КТС, организуется расширенная ИТЭ, которая должна выполняться не менее чем двумя экспертами по КТС с привлечением, при необходимости, сторонних специалистов по исследуемой тематике. Расширенная ИТЭ также может быть назначена организацией, осуществляющей аккредитацию экспертов по КТС, для любого ТС по представлению эксперта по КТС или по запросу заказчика ИТЭ на основании его письменного заявления.

5.6 Эксперты по КТС могут проводить ИТЭ как индивидуально, так и в составе экспертных комиссий и других экспертных коллективов, в порядке, установленном организацией, осуществляющей аккредитацию экспертов по КТС. Эксперт по КТС вправе запрашивать у заказчика ИТЭ, организаций и третьих лиц разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проведения ИТЭ, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; при необходимости привлекать к проведению ИТЭ других экспертов по КТС, третьих лиц и организации, ресурсы которых способствуют получению наиболее полного и качественного результата исследования.

Для ТС, признанного требующим реставрации РТС, ИТЭ может быть проведена повторно после проведения реставрационных или восстановительных работ с целью приведения конструкции и/или внешнего вида ТС к состоянию, удовлетворяющему установленным требованиям в отношении КТС.

5.7 Контроль качества проведения ИТЭ осуществляется организацией, проводящей аккредитацию экспертов по КТС, в порядке, установленном этой организацией. Результаты ИТЭ могут быть переcмотрены в порядке, установленном организацией, осуществляющей аккредитацию экспертов по КТС, в следующих случаях:

- на основании письменного заявления заказчика ИТЭ с указанием аргументированного мнения, основанного на приложенных соответствующих документах;

- при приостановлении действия аккредитации эксперта по КТС в связи с компрометирующими обстоятельствами.

5.8 Осмотр ТС в процессе ИТЭ осуществляется экспертом по КТС без разборки ТС или его компонентов с использованием органолептических и инструментальных методов исследования конструктивных параметров, технических и возрастных характеристик. В рамках стандартной процедуры ИТЭ используют приборы и инструменты, не приводящие к нарушению целостности материала, конструкции, лакокрасочного покрытия или иных физико-химических характеристик ТС и его компонентов. По желанию заказчика ИТЭ эксперт по КТС может применить удаление лакокрасочного покрытия без разрушения основы в целях изучения и поиска маркировочных обозначений. В этом случае заказчик ИТЭ обязуется оплатить все расходы по использованию таких методов и несет ответственность за риски, возникающие при их применении.

5.9 Средства, используемые экспертом по КТС в процессе ИТЭ:

- визуальный осмотр;

- использование вспомогательных технических средств (измерительные приборы, приборы оптического увеличения, слесарный инструмент, оборудование для фотосъемки и др.).