Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58808-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автотранспортные средства

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА СЛЕПЫХ ЗОН

Общие технические требования и методы испытаний

Motor vehicles. Monitoring systems of the blind zones. General technical requirements and test methods


ОКС 35.240.60

Дата введения 2020-06-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 февраля 2020 г. N 70-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Система мониторинга слепых зон информирует водителя о возможном столкновении, которое может произойти в результате смены полосы движения. Система мониторинга слепых зон предназначена для дополнения внутренних и внешних зеркал заднего вида, и не предназначена для их замены. Система мониторинга слепых зон предназначена для обнаружения транспортных средств в "слепых" зонах, определенных для каждой категории транспортных средств. Система мониторинга слепых зон оценивает обстановку и сигнализирует водителю, что в данный момент времени этот маневр не рекомендован. Когда водитель транспортного средства-объекта намеревается сменить полосу движения, он руководствуется информацией от системы мониторинга слепых зон. Система мониторинга слепых зон не предназначена для поощрения агрессивного вождения. Отсутствие предупреждения со стороны системы не гарантирует, что водитель может безопасно совершить маневр смены полосы движения. Система не предпринимает никаких автоматических действий для предотвращения возможного столкновения. Ответственность за безопасность маневров несет водитель.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на системы мониторинга слепых зон (далее - СМСЗ), предназначенные для установки на транспортные средства (далее - ТС) категорий M и N в соответствии с [1], и устанавливает общие технические требования и методы испытаний.

Настоящий стандарт не распространяется на системы СМСЗ, установленные на сочлененных ТС, таких как тягачи в составе с прицепами/полуприцепами и сочлененные автобусы.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 транспортное средство-объект: ТС, оснащенное СМСЗ и попадающее в область применения.

2.2 транспортное средство-мишень: Любое ТС, расположенное в прилегающих зонах.

Примечание - Обязательными мишенями являются любые ТС, предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования и большие, чем мотоцикл, с двигателем объемом 125 см. Опциональными мишенями являются пешеходы, велосипедисты и ТС с двигателем объемом не более 125 см, при этом мишенями не являются ТС, двигающиеся в противоположном направлении, а также стационарные объекты, включая припаркованные ТС, дорожные знаки и объекты дорожной инфраструктуры.

2.3 прилегающие зоны: Зоны слева и справа от транспортного средства-объекта, а также спереди от транспортного средства-объекта.

Примечания

1 Левая и правая прилегающие зоны изображены на рисунке 1, передняя прилегающая зона - на рисунке 2.

2 Левая и правая прилегающие зоны предназначены для покрытия соседних по отношению к транспортному средству-объекту полос движения. Однако расположение и размеры этих зон определяются по отношению к транспортному средству-объекту и не зависят от разметки полос движения.

     1 - транспортное средство-объект; 2 и 3 - левая и правая прилегающая зона соответственно

     Рисунок 1 - Прилегающие зоны


     1 - транспортное средство-объект; 2 - боковая прилегающая зона; 3 - передняя прилегающая зона

     Рисунок 2 - Прилегающие зоны



2.4 система мониторинга слепых зон: Система, которая определяет наличие транспортных средств-мишеней в одной или нескольких прилегающих зонах и информирует водителя транспортного средства-объекта.

Примечание - Требования к СМСЗ приведены в разделе 4.

2.5 скорость сближения: Разность между скоростью транспортного средства-объекта и скоростью транспортного средства-мишени.

2.6 символ: Визуально заметное графическое изображение, используемое для передачи информации независимо от языка, изготовленная с помощью рисунка, печати или других средств.

2.7 окулярные точки водителя: Две точки, удаленные друг от друга на 65 мм и расположенные вертикально на расстоянии 635 мм над точкой R, обозначающей сиденье водителя.

Примечания

1 Процедура определения точки R описана в [1] (приложение 1).

2 Прямая, соединяющая окулярные точки водителя, должна быть перпендикулярна к вертикальной продольной средней плоскости ТС. Центр сегмента, ограниченного двумя окулярными точками, располагается на вертикальной продольной плоскости, которая должна проходить через центр сиденья водителя, определенного изготовителем ТС.

2.8 точка R: Указанная изготовителем ТС контрольная точка, которая:

- имеет координаты, определенные относительно конструкции ТС;

- соответствует теоретическому положению центра вращения бедра относительно туловища при наиболее низком и крайнем заднем нормальном положении сиденья водителя при управлении или использовании, предусмотренном изготовителем ТС.

     3 Общие требования

3.1 Водитель транспортного средства-объекта должен быть проинформирован об ограниченном функционале системы, по крайней мере, в руководстве по эксплуатации. Руководство по эксплуатации должно содержать следующую информацию: "Система предоставляет помощь только в пределах ограниченных зон рядом с транспортным средством. Система не может обеспечить надлежащее предупреждение в отношении транспортных средств, приближающихся сзади".

3.2 Постоянное отключение системы может быть предоставлено пользователю только посредством обученного технического персонала. Возможность постоянного отключения системы посредством обученного технического персонала предоставляется для пользователей, которые находят эту систему раздражающей.

3.3 Размеры и расположение соответствующих прилегающих зон приведены на рисунках 3-5.

Примечание - На рисунках, приведенных в настоящем стандарте, ТС изображены на дорожном полотне, имеющем разметку. Это не означает, что для работы СМСЗ необходимо распознание или обнаружение дорожной разметки. Дорожная разметка изображена только для справки.

     1 - транспортное средство-объект; 2 - левая прилегающая зона; 3 - правая прилегающая зона; 4 - окулярные точки водителя

     Рисунок 3 - Размеры и расположение прилегающих зон


     С - линия, проходящая через окулярные точки водителя

     Рисунок 4 - Размеры и расположение боковой прилегающей зоны


     линии А и В - внешний контур проекции ТС на горизонтальную плоскость опорной поверхности

     Рисунок 5 - Размеры и расположение передней прилегающей зоны



     4 Технические требования

4.1 СМСЗ должна функционировать, когда ТС движется вперед со скоростью 10 км/ч и более. Допускается функционирование системы на более низких скоростях при движении вперед. Система не должна функционировать, когда включена передача заднего хода или режим парковки.

4.2 Критерии включения визуального сигнала

4.2.1 Для включения визуального сигнала СМСЗ любая часть транспортного средства-мишени должна находиться в прилегающей зоне, размеры и положения которой определены на рисунке 3.

4.2.2 Для ТС категорий и , не оснащенных зеркалами класса V в соответствии с положениями [2], визуальный сигнал СМСЗ должен подаваться в том числе при наличии любой части транспортного средства-мишени в прилегающей зоне, определенной на рисунке 4.

4.2.3 Для ТС категорий и , не оснащенных зеркалами класса VI в соответствии с положениями [2], визуальный сигнал СМСЗ должен подаваться в том числе при наличии любой части транспортного средства-мишени в прилегающей зоне, определенной на рисунке 5.

4.2.4 Подача визуальных сигналов, описанных в 4.2.1-4.2.3, должна осуществляться, начиная со скорости движения ТС, равной 10 км/ч. По желанию изготовителя эти визуальные сигналы могут подаваться на более низких скоростях.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs