Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58814-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУЗЕЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Термины и определения

Museum lighting. Terms and definitions



ОКС 29.140.40

Дата введения 2020-08-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 332 "Светотехнические изделия, освещение искусственное"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 февраля 2020 г. N 72-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области музейного освещения и охватывающем общие музейно-искусствоведческие термины, а также фотометрические, колориметрические, радиометрические и иные термины, связанные с освещением музейных предметов и помещений музеев.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Для стандартизованных терминов 2.2.3, 2.2.5, 2.4.3-2.4.6, 2.5.10, 2.5.11, 2.5.27, 2.5.29, 2.7.5, 2.7.6, 2.7.8-2.7.11, 2.7.13, 2.7.48, 2.8.30 и 2.8.43 приведены в качестве справочных их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Терминологические статьи, содержащие термины, установленные другими стандартами, заключены в рамки из тонких линий.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определенного понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведен алфавитный указатель терминов на русском языке.

Стандартизованные термины и единицы измерения набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, в том числе представленные аббревиатурой, и/или общепринятые условные обозначения - светлым.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области музейного освещения.

Настоящий стандарт охватывает терминологию в указанной области в части общих музейно-искусствоведческих терминов, а также фотометрических, колориметрических, радиометрических и иных терминов, связанных с освещением музейных предметов и помещений музеев.

Настоящий стандарт не устанавливает специфическую терминологию в указанной области, характерную для узкопрофессионального применения.

Термины, установленные настоящим стандартом, применимы во всех видах документов (стандартах, технической и договорной документации, научно-технической, учебной, справочной литературе и т.п.) в сфере музейного освещения.

     2 Термины и определения

     2.1 Общие музейно-искусствоведческие понятия

2.1.1 музей: Государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Примечание - В состав музейных помещений входят следующие группы, различающиеся по своему функциональному назначению и, соответственно, по требованиям к их освещению: вестибюль, экспозиционные залы, лекционные залы, административные, рабочие и подсобные помещения, лаборатории и мастерские, фондохранилища, технические помещения и др.

2.1.2 галерея: Художественные музеи, преимущественно с собранием картин.

2.1.3 дворец-музей: Музей, созданный на основе дворцового или дворцово-паркового ансамбля, обладающего высокой художественной и исторической ценностью.

2.1.4 выставка: Публичный (как правило, временный) показ музейных предметов, в том числе художественных произведений.

2.1.5 музейный предмет: Движимый объект культурного и/или природного наследия, имеющий научную, мемориальную, историческую и/или художественную ценность, выступающий как источник знания и эмоционального воздействия и подлежащий хранению и изучению в музейном учреждении.

Примечание - Для музеев исторического профиля музейный предмет - это памятник истории и культуры определенной эпохи, для музеев естественно-научного профиля - это объект природы, характеризующий природный процесс или явление и классифицирующийся по своей принадлежности к определенной профильной научной дисциплине: геологии, географии, зоологии, почвоведению и т.д.

2.1.6 экспонат (музейный): Музейный предмет, выставленный для обозрения.

Примечание - В качестве музейного экспоната могут быть как подлинные предметы, так и воспроизведенные (модели, макеты и т.д.) и научно-вспомогательные материалы (карты, схемы, графики, тексты).

2.1.7 подлинник: Истинный, оригинальный предмет, например: для памятников искусства подлинником считается оригинал, созданный самим мастером; для памятников истории - предмет, связанный с определенной эпохой, событием или лицом и т.д.

2.1.8 экспозиция (музейная): Публичная демонстрация музейных предметов.

2.1.9 хранение музейных фондов: Деятельность, направленная на обеспечение физической сохранности музейных предметов и их научное изучение.

Примечание - Максимальная сохранность музейных фондов, находящихся в фондохранилище и музейной экспозиции, обеспечивается системой безопасности, оптимально выбранным режимом (температурно-влажностный и световой режим, совокупность средств борьбы с загрязнением воздуха и т.д.) и системой хранения. Основные положения по организации хранения, зафиксированные в государственных нормативных документах, обязательны для всех музеев.

2.1.10 фондохранилище [депозитарий, запасник]: Помещение в музее или отдельное здание, специально оборудованное для хранения музейных предметов.

2.1.11 открытое хранение (музейных предметов): Форма хранения, экспонирования и актуализации фондов музея, позволяющая расширить доступ посетителей к музейным предметам.

2.1.12 реставрация: Комплекс научно-обоснованных минимальных вмешательств в музейный предмет, направленных на обеспечение его долговременной сохранности и, по возможности, на восстановление его экспозиционного вида при условии максимального сохранения подлинности.

2.1.13 реставрационная мастерская: Помещение для проведения реставрации музейных предметов (реставрационных работ).

2.1.14 консервация (музейных предметов): Обеспечение сохранности музейных предметов посредством их стабилизации, реставрации, режимов экспонирования и хранения.

2.1.15 витрина (экспозиционная): Застекленный объем для экспонирования музейных предметов.

2.1.16 стенд: Вертикальный щит для плоскостного экспонирования музейных предметов, а также вертикально расположенная витрина.

2.1.17 инсталляция: Пространственная композиция, созданная из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации.

2.1.18 классификация музейных предметов по цветовым характеристикам: Разделение музейных предметов на четыре группы в соответствии с их цветовыми характеристиками: ахроматические (серые), т.е. не имеющие выраженного цветового тона; монохроматические (одноцветные), т.е. имеющие единую цветовую тональность; полихроматические (многоцветные) тональные с доминирующей цветовой тональностью и многоцветные (пестрые), т.е. с равнозначными цветовыми тонами).

2.1.19 классификация музейных предметов по светостойкости: Разделение музейных предметов на группы в соответствии с их способностью сохранять свои исходные свойства под воздействием света.

Примечание - В международной практике различают четыре группы по светостойкости: I - нечувствительные к воздействию света; II - малочувствительные к воздействию света; III - среднечувствительные к воздействию света, и IV - высокочувствительные к воздействию света. В СССР, а затем в России музейные предметы подразделялись на три группы: малочувствительные (с высокой светостойкостью), среднечувствительные (со средней светостойкостью) и особочувствительные (с низкой светостойкостью). При этом к малочувствительным относятся, главным образом, музейные предметы, соответствующие группе I по международной классификации, к среднечувствительным - музейные предметы, соответствующие группе II по международной классификации, а особочувствительные музейные предметы объединяют в себе музейные предметы, которые по международной классификации относятся к группам III и IV.

2.1.20 шкала Blue Wool: Совокупность восьми синих шерстяных эталонов для измерения светостойкости, стандартизованная Международной организацией по стандартизации (ИСО).

2.1.21 краситель: Органическое вещество природного или искусственного происхождения, окрашивающее материал из раствора (чаще водного).

Примечание - Красители используют также для получения органических пигментов.

2.1.22 пигменты: Неорганические и органические окрашенные порошкообразные вещества природного и искусственного происхождения, не растворимые в средах, с которыми они смешиваются, применяющиеся для изготовления красок, а также для окрашивания материалов в массе и для придания им специальных свойств.

2.1.23 выцветание (обесцвечивание): Уменьшение первоначальной насыщенности цвета музейного предмета под воздействием света, других агрессивных факторов окружающей среды, а также в процессе естественного старения.

     2.2 Излучение

2.2.1

излучение (электромагнитное): Испускание или перенос энергии в форме электромагнитных волн и связанных с ними фотонов.

[ГОСТ Р 58461-2019, статья 2.2.1]

2.2.2

оптическое излучение: Электромагнитное излучение с длиной волны от 100 нм до 1 мм.

Примечание - В зависимости от длины волны оптическое излучение подразделяют на ультрафиолетовое (УФ), видимое и инфракрасное (ИК) излучение.


[ГОСТ Р 58461-2019, статья 2.2.2]

2.2.3 ультрафиолетовое излучение; УФ-излучение: Оптическое излучение, длины волн монохроматических составляющих которого меньше длин волн видимого излучения.

Примечания

1 Применительно к музейному освещению - это оптическое излучение, у которого длины волн короче, чем 400 нм.

2 В светотехнической промышленности верхнюю границу УФ-излучения часто считают соответствующей длине волны 380 нм.

2.2.4 видимое излучение: Оптическое излучение, которое может непосредственно вызывать зрительное ощущение.

Примечания

1 Применительно к музейному освещению - это оптическое излучение, у которого длины волн лежат в диапазоне от 400 до 780 нм.

2 В светотехнической промышленности нижнюю границу видимого излучения часто считают соответствующей длине волны 380 нм.

2.2.5 инфракрасное излучение; ИК-излучение: Оптическое излучение, у которого длины волн монохроматических составляющих больше длин волн видимого излучения и лежат в диапазоне от 780 нм до 1 мм.

2.2.6 свет: Видимое излучение, которое рассматривается с точки зрения возбуждающего воздействия на зрительную систему.

2.2.7 естественный [дневной] свет: Часть полного солнечного излучения, способная вызывать зрительные ощущения.

2.2.8 тепло-белый свет: Свет с коррелированной цветовой температурой в диапазоне от 2700 до 3500 К.

2.2.9 нейтрально-белый свет: Свет с коррелированной цветовой температурой в диапазоне от 3500 до 5000 К.

2.2.10 холодно-белый свет: Свет с коррелированной цветовой температурой в диапазоне от 5000 до 8300 К.

2.2.11 длина волны, нм: Расстояние в направлении распространения периодической волны между двумя последовательными точками с одной и той же фазой колебания.

2.2.12 спектральная плотность (энергетической, световой или актиничной величины): Отношение энергетической, световой или актиничной величины в элементарном интервале длин волн, содержащем данную длину волны, к этому интервалу.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs