Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34650-2020 Колеса цельнокатаные и бандажи колесных пар железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 398, ГОСТ 10791, ГОСТ 11018, ГОСТ 14782, ГОСТ 15467, ГОСТ 16504, ГОСТ 18353, ГОСТ 21105, ГОСТ 23829, ГОСТ 24450, ГОСТ 26266, ГОСТ 32207, ГОСТ 33514, ГОСТ 34513, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 линейный индикаторный рисунок: Индикаторный рисунок, длина которого больше, чем его трехкратная ширина.

3.1.2 мера неразрушающего контроля; мера НК: Образец в виде твердого тела с моделями дефектов, являющийся средством измерения и предназначенный для воспроизведения и передачи значений физических величин, подлежащих измерениям при выполнении неразрушающего контроля с особенностями реализуемых им методов.

3.1.3 механическая обработка: Обработка цельнокатаного колеса (бандажа) при помощи механического воздействия с целью придания им размеров и параметров шероховатости, предусмотренных конструкторской документацией на механически обработанное цельнокатаное колесо (бандаж).

3.1.4 намагничивающее устройство: Устройство для создания магнитного поля на поверхности объекта контроля.

3.1.5 настроечный образец: Образец, изготовленный из объекта контроля (или его части) с естественными или искусственными дефектами, используемый для настройки и оценки параметров аппаратуры и дефектоскопических материалов при заданной технологии контроля.

3.1.6 нормальная составляющая напряженности магнитного поля: Составляющая напряженности магнитного поля, направленная перпендикулярно поверхности объекта в зоне контроля.

3.1.7 область эффективной намагниченности: Область на поверхности намагниченного объекта, в которой тангенциальная составляющая напряженности магнитного поля достаточна для проведения магнитопорошкового контроля, а отношение нормальной и тангенциальной составляющих напряженностей магнитного поля менее или равно трем.

3.1.8 остаточная намагниченность: Намагниченность (индукция), которую имеет объект контроля после снятия внешнего магнитного поля.

3.1.9 пороговый уровень амплитуды: Значение по оси ординат развертки типа А, задаваемое с целью настройки чувствительности ультразвукового дефектоскопа и (или) оценки амплитуды эхо-сигналов.

3.1.10 посадочная поверхность бандажа: Внутренняя поверхность бандажа, сопрягаемая при сборке с наружной поверхностью обода колесного центра.

3.1.11 потребитель: Предприятие, организация или иное юридическое лицо, приобретающее и (или) использующее цельнокатаные колеса (бандажи) по назначению.

3.1.12 предельная чувствительность контроля эхо-методом SП, мм: Чувствительность, выражаемая площадью минимального плоскодонного искусственного отражателя, ориентированного перпендикулярно акустической оси пьезоэлектрического преобразователя и расположенного на заданном расстоянии от поверхности ввода, амплитуда эхо-сигнала от которого достигает заданного порогового уровня амплитуды.

3.1.13 изготовитель: Предприятие, организация или иное юридическое лицо, непосредственно изготавливающее цельнокатаные колеса (бандажи) и несущее ответственность за соответствие их заданным требованиям.

3.1.14 сканирование: Процесс перемещения преобразователя по поверхности объекта контроля.

3.1.15 способ магнитной суспензии: Способ магнитопорошкового контроля, при котором в качестве магнитного индикатора используют магнитную суспензию.

3.1.16 тангенциальная составляющая напряженности магнитного поля: Составляющая напряженности магнитного поля, направленная параллельно поверхности объекта в зоне контроля.

3.1.17 условная чувствительность контроля зеркально-теневым методом KУ ЗТМ, дБ: Чувствительность, выражаемая разностью между значением усиления при данной настройке дефектоскопа и значением усиления, при котором амплитуда эхо-сигнала от противоположной (донной) поверхности на бездефектном участке контролируемого элемента или меры неразрушающего контроля (настроечного образца) достигает заданного порогового уровня амплитуды.

3.1.18 условное расстояние между отражателями: минимальное расстояние между положениями пьезоэлектрического преобразователя, в которых амплитуда эхо-сигналов от отражателей равна заданному пороговому уровню амплитуды.

3.1.19 чистовой бандаж: Бандаж, прошедший механическую обработку, необходимую для комплектации (сборки) колесной пары.

3.1.20 эталонный отражатель: Отражатель в мере неразрушающего контроля или настроечном образце, используемый для настройки и (или) проверки основных параметров контроля

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ЗТМ - зеркально-теневой метод;

МПК - магнитопорошковый контроль;

НК - неразрушающий контроль;

ПЭП - пьезоэлектрический преобразователь;

УЗК - ультразвуковой контроль;

УФ - ультрафиолетовый.