СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Польша
о транзите через территорию Республики Польша
войск Российской Федерации, выводимых из
Федеративной Республики Германии
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Польша,
руководствуясь стремлением к развитию отношений дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша на основе международного права, в том числе принципа уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга,
принимая во внимание положения: Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о выводе войск Российской Федерации с территории Польши от 22 мая 1992 года и Договора между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской Народной Республики о правовом статусе советских войск, временно находящихся в Польше, от 17 декабря 1956 года, а также Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских войск с территории Федеративной Республики Германии от 12 декабря 1990 года,
желая урегулировать вопросы, связанные с транзитом войск, выводимых из Федеративной Республики Германии через территорию Республики Польша,
решили заключить настоящее Соглашение и в этих целях договорились о нижеследующем:
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения нижеперечисленные термины означают:
1. "Войска Российской Федерации" означают соединения, части и подразделения Вооруженных Сил бывшего Союза Советских Социалистических Республик во время их транзита из Федеративной Республики Германии по территории Республики Польша.
2. "Лица, входящие в состав войск Российской Федерации":
- военнослужащие и гражданские лица, имевшие советское гражданство, работающие в частях, учреждениях и на предприятиях войск Российской Федерации;
- лица, имевшие советское гражданство, командированные для несения вспомогательной службы в войска Российской Федерации.
3. "Члены семей лиц, входящих в состав войск Российской Федерации":
- супруги, несовершеннолетние и находящиеся на их иждивении дети;
- родственники, находящиеся на их иждивении по возрасту или состоянию здоровья, если эти лица являлись советскими гражданами.
4. "Движимое имущество войск Российской Федерации" находящиеся в собственности войск Российской Федерации все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, включая транспортные средства, а также любые иные материальные средства, необходимые для обеспечения войск.
5. "Транзит войск Российской Федерации" - перевозка через территорию Республики Польша войск Российской Федерации и членов семей лиц, входящих в их состав, движимого имущества войск Российской Федерации из мест их временного расположения в Федеративной Республике Германии на территорию Российской Федерации.
6. "Объем транзита":
- количество воинских эшелонов и транспортов, поступающих в течение суток через пограничные переходы, их длина, измеряемая количеством вагонов, и вес;
- количество воздушных судов, следующих в течение суток через воздушное пространство Республики Польша.
Статья 2
1. Транзит войск Российской Федерации будет завершен к моменту их полного вывода из Федеративной Республики Германии, не позднее конца 1994 года.
2. Текущие вопросы, связанные с транзитом войск Российской Федерации, решаются Уполномоченными Договаривающихся Сторон и созданной ими соответствующей Смешанной комиссией.
После полного вывода войск Российской Федерации с территории Польши до конца 1993 года создается Военная миссия Российской Федерации в Республике Польша по транзиту войск Российской Федерации, в количестве до 30 человек.
Органы военных сообщений Договаривающихся Сторон сотрудничают в области организации транзита через территорию Республики Польша.
3. Уполномоченные Договаривающихся Сторон помимо решения вопросов, указанных в настоящем Соглашении:
- представляют одну Договаривающуюся Сторону в отношениях с соответствующими властями и органами другой Договаривающейся Стороны;
- согласовывают ежемесячный график транзита войск Российской Федерации и проводят периодическую оценку его реализации;
- разрешают споры, касающиеся толкования и применения настоящего Соглашения.
4. Договаривающиеся Стороны будут взаимодействовать в деле обеспечения ритмичного и выдерживаемого по срокам транзита войск Российской Федерации. Соответствующие органы Договаривающихся Сторон будут способствовать поддержанию доброжелательных отношений между населением и органами Республики Польша, с одной стороны, и войсками Российской Федерации - с другой, в целях реализации положений настоящего Соглашения.
Статья 3
1. Войска Российской Федерации уважают суверенитет и законодательство Республики Польша, воздерживаются от какого-либо вмешательства в ее внутренние дела, также как и от каких-либо действий, создающих трудности для нормальной жизни населения из-за транзита войск Российской Федерации.
2. Власти и органы Республики Польша уважают правовой статус войск Российской Федерации и воздерживаются от каких-либо действий, затрудняющих использование этими войсками своих прав и выполнение обязанностей, вытекающих из настоящего Соглашения.
3. Польские власти и органы предпринимают в соответствии с настоящим Соглашением необходимые меры, обеспечивающие охрану и безопасность транзита войск Российской Федерации и их движимого имущества, включая меры по предотвращению каких-либо противоправных действий по отношению к ним.
4. Лица, входящие в состав войск Российской Федерации, за исключением офицерского состава и воинских караулов, не могут иметь при себе какого-либо вооружения и боеприпасов, включая личное оружие.
Статья 4
Войска Российской Федерации обязаны соблюдать польские правовые нормы по охране природной среды. В случае нарушения этих норм они несут ответственность на основе принципов, определенных польским законодательством.
Статья 5
1. Транзит войск Российской Федерации через территорию Республики Польша осуществляется железнодорожным и воздушным транспортом.
2. Транзит войск Российской Федерации не должен вести к затруднению и ограничению перевозок внешнеторговых грузов.
3. Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с положениями для таких грузов, действующими на железных дорогах Республики Польша в сообщении между Федеративной Республикой Германией и бывшим СССР транзитом через территорию Республики Польша. Не предусматривается перевозка ядерных боеприпасов и боеголовок сухопутным путем.
РАЗДЕЛ II. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Статья 6
1. Транзитные железнодорожные перевозки включают перевозки оперативных эшелонов и снабженческих транспортов, вагонов прикрытия, пассажирских поездов и пассажирских вагонов войск Российской Федерации по Государственным железным дорогам Польши.
2. Железнодорожные транзитные перевозки выполняются на основе международных правил, действующих на железных дорогах Республики Польша в сообщении между Федеративной Республикой Германией и бывшим СССР, а также Правил 1958 года о воинских перевозках для советских войск транзитом по железным дорогам Польской Народной Республики.
3. Польская Сторона имеет право ограничить прием воинских эшелонов и транспортов войск Российской Федерации из Федеративной Республики Германии, если их прием из Республики Польша ограничивает Российская Сторона.
4. Транзитные перевозки лиц, входящих в состав войск Российской Федерации, и членов их семей, а также почты осуществляются, как правило, пассажирскими поездами железных дорог стран СНГ.
5. Расчеты за транзитные перевозки воинских эшелонов и транспортов, грузов отдельными вагонами и пассажирских вагонов, включенных в составы воинских эшелонов, а также перевозки воинскими пассажирскими поездами лиц, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 1 настоящего Соглашения, и почты производятся по ставкам, определяемым Протоколом совещания представителей Министерства путей сообщения СССР и Генеральной дирекции Государственных железных дорог Польши по вопросам определения ставок за перевозки советских войск по территории Республики Польша, подписанным в Закопане 23 февраля 1991 года, и в соответствии с последующими протоколами.
6. Расчеты за пользование грузовыми вагонами, использованными для транзитных перевозок войск Российской Федерации по Государственным железным дорогам Польши, производятся в соответствии с условиями, согласованными между российскими и польскими железными дорогами и, при необходимости, с железными дорогами других государств, находящихся на путях следования.
7. Платежи за транзитные перевозки и за пользование вагонами, о которых говорится в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, производятся Уполномоченными Российской Стороны за каждый месяц на основании представляемых документов, составленных в установленном порядке.
В случае задержки Российской Стороной уплаты Государственным железным дорогам Польши причитающихся сумм, более чем на один месяц с даты, когда следовало произвести расчет, они имеют право потребовать производить оплату за перевозку при отправлении груза. В случае урегулирования задолженности Российской Стороной Генеральная дирекция Государственных железных дорог Польши может вернуться к ранее установленному порядку осуществления расчетов.
8. Объем транзитных железнодорожных перевозок до завершения вывода войск Российской Федерации из Федеративной Республики Германии может составлять до 12 поездов в сутки. В зависимости от потребности Российской Стороны и возможностей Государственных железных дорог Польши Договаривающиеся Стороны в оперативном порядке будут согласовывать увеличение численности поездов.
9. Польская Сторона может проверять на границе вес и габариты транспортных средств и грузов.
РАЗДЕЛ III. ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Статья 7
1. Транзит войск Российской Федерации с использованием транспортных воздушных судов в польском воздушном пространстве осуществляется по международным воздушным линиям (трассам) под контролем польских органов управления воздушным движением в соответствии с положениями заключенных Договаривающимися Сторонами международных соглашений, включая Конвенцию о международной гражданской авиации, принятую в Чикаго 7 декабря 1944 года.
Такие полеты осуществляются на платной основе.
2. Транзитные перелеты военных воздушных судов вне воздушных трасс осуществляются на принципах, согласованных между Генеральным штабом Вооруженных Сил бывшего СССР и Генеральным штабом Войска Польского.
3. Выяснение причин и обстоятельств воздушных инцидентов и аварий, связанных с использованием в интересах транзита войск Российской Федерации воздушного пространства Республики Польша, осуществляют соответствующие органы Договаривающихся Сторон. С этой целью они будут оказывать друг другу взаимную помощь и обеспечивать доступ к необходимым документам.
4. В каждом случае возникновения опасной обстановки в воздушном пространстве Республики Польша, связанной с его использованием в целях транзита войск Российской Федерации, Договаривающиеся Стороны будут оказывать помощь воздушным судам, включая предоставление аэродромов для осуществления аварийной посадки.
РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГРАНИЦЫ
Статья 8
Пересечение границы Республики Польша войсками Российской Федерации и членами семей лиц, входящих в их состав, осуществляется через погранпереходы: Грамбов - Щецин - Гуменице; Китц - Костшин; Франкфурт-на-Одере - Куновице; Форст - Засеки; Бранево - Мамоново; Скандава - Железнодорожный; Кузница Бялостокска - Брузги; Черемха Высоко-Литовск; Тересполь - Брест; Зубки Бялостокски - Берестовице; Дорохуск - Ягодин.
Статья 9
Лица, входящие в состав войск Российской Федерации, а также члены их семей пересекают границу Республики Польша на основании загранпаспортов или поименных списков, заверенных командирами частей войск Российской Федерации, имеющими полномочия от Уполномоченного Российской Стороны. Лица, перечисленные в этих списках, имеют при себе военные билеты. Поименный список предъявляется польским пограничным органам при въезде на территорию Республики Польша и выезде с этой территории.
Дети в возрасте до 16 лет пересекают границу Республики Польша на основе заграничных паспортов родителей или лиц, их сопровождающих, если они вписаны в эти паспорта.
Статья 10
1. Транзит движимого имущества войск Российской Федерации и движимого имущества лиц, входящих в состав этих войск, и членов их семей освобожден от необходимости получения разрешений, количественных и стоимостных ограничений, а также от таможенных сборов и налога с оборота при условии представления польским таможенным органам общих сведений о виде и количестве перевозимого имущества.
Транзит вышеуказанного имущества производится с соблюдением польских таможенных правил, действующих на 1 декабря 1991 года.
2. Грузовые вагоны и контейнеры, используемые для перевозки движимого имущества войск Российской Федерации, а также движимого имущества лиц, входящих в состав этих войск, и членов их семей, будут пломбироваться польскими таможенными органами на время их провоза через территорию Республики Польша. В случае установления нарушения пломбы или повреждения грузового вагона или контейнера будет проводиться таможенный досмотр в присутствии представителей войск Российской Федерации, которые обязаны представить польским таможенным органам опись, содержащую подробные сведения о виде и количестве подлежащего досмотру имущества. Указанная опись хранится в закрытом конверте, опечатанном при въезде на территорию Республики Польша польскими таможенными органами, и находится у сопровождающего груз лица.
В каждом случае проведения таможенного досмотра польскими таможенными органами составляется протокол.
Если во время досмотра будет установлено отсутствие части имущества по сравнению с представленной описью, то Российская Сторона обязана оплатить за эту часть необходимые таможенные сборы и налог с оборота, исключая случаи, когда ее пропажа произошла вследствие форс-мажорных обстоятельств.
3. Движимое имущество лиц, входящих в состав войск Российской Федерации, и членов их семей, перевозимое транзитом через территорию Республики Польша в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 6 настоящего Соглашения в качестве ручного багажа, освобождается от необходимости получения разрешений, количественных и стоимостных ограничений, таможенных сборов и налога с оборота.
Транзит этого имущества производится в соответствии с польскими таможенными правилами, действующими на 1 декабря 1991 года.
РАЗДЕЛ V. ЮРИСДИКЦИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЩЕРБ И ВЗАИМНАЯ
ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ТРАНЗИТОМ ВОЙСК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 11
1. Вопросы юрисдикции и ответственности за ущерб, связанные с транзитом войск Российской Федерации через территорию Республики Польша, регулируются положениями статей 9, 10, 11, 12, 13 и 14 Договора между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской Народной Республики о правовом статусе советских войск, временно находящихся в Польше, от 17 декабря 1956 года.
2. Договаривающиеся Стороны будут оказывать друг другу правовую помощь в вопросах, связанных с транзитом войск Российской Федерации, руководствуясь Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской Народной Республики о взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным нахождением советских войск в Республике Польше, от 26 октября 1957 года.
3. Перед внесением иска в польский суд о возмещении ущерба потерпевший может предъявить свои претензии в Смешанную комиссию, предусмотренную статьей 19 Договора между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Польской Народной Республики о правовом статусе советских войск, временно находящихся в Польше, от 17 декабря 1956 года, которая в порядке примирительной процедуры установит размеры компенсации ущерба. Если решение Смешанной комиссии не удовлетворит потерпевшего, он имеет право отстаивать свои претензии в польском суде.