ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 2022 года N 140


О внесении изменений в постановление администрации области от 21.11.2012 N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области"



В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" Правительство Тамбовской области постановляет:


1. Внести в постановление администрации области от 21.11.2012 N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области" (в редакции от 18.11.2022) (далее - постановление) следующие изменения:


в преамбуле постановления слова "от 28.09.2012 N 1177" заменить словами "от 16.11.2021 N 840";


Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.



Глава Тамбовской области
М.Егоров



Приложение
к постановлению
Правительства Тамбовской области
от 02.12.2022 N 140



Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 21.11.2012 N 1443



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)



Паспорт Государственной программы

Куратор Государственной программы

А.Ю.Сытова, и.о. заместителя Главы Тамбовской области - министра сельского хозяйства Тамбовской области

Ответственный исполнитель Государственной программы

Министерство сельского хозяйства Тамбовской области

Соисполнители Государственной программы

Департамент ветеринарии Тамбовской области;

Министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области

Направления (подпрограммы) программы

"Развитие отраслей агропромышленного комплекса";

"Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса"

Структурные элементы Государственной программы

Федеральный (региональный) проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";

федеральный (региональный) проект "Экспорт продукции АПК" Тамбовской области";

региональный проект "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса";

региональный проект "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе";

региональный проект "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения";

региональный проект "Развитие сельского туризма в Тамбовской области";

региональный проект "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства в Тамбовской области";

комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности государственных органов и

подведомственных организаций в сфере агропромышленного комплекса и ветеринарной службы"

Цели Государственной программы

Целями Государственной программы являются:

цель 1 - достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 107,2% от уровня 2020 года;

цель 2 - достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 132,6% от уровня 2020 года;

цель 3 - достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году - 65944 рублей;

цель 4 - достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 0,45 млрд. долл. США к концу 2030 года

Задачи Государственной программы

Задачи по достижению цели 1 и цели 2:

обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона в целях обеспечения продовольственной безопасности;

переход от экстенсивного к интенсивному развитию сельского хозяйства, что будет способствовать стабильному росту объемов производства продукции сельского хозяйства и повышению экономической эффективности производства;

создание условий для эффективного вовлечения и использования земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиоративного комплекса;

увеличение объемов производства продукции по растениеводству, животноводству и по пищевым продуктам;

осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;

создание условий для привлечения кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе;

обеспечение обновления тракторов, зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях;

увеличение перерабатывающих мощностей, создание новых товарных направлений и групп, реализация мероприятий по обеспечению поддержки продвижения экспорта сырья и продукции агропромышленного комплекса;

развитие малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации, а также необходимость совершенствования учета продукции, производимой хозяйствами населения;

обеспечение условий для создания новых субъектов микро- и малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и осуществления ими дополнительных видов деятельности в целях увеличения их доходности, в том числе в сфере сельского туризма;

повышение конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса, усиление продовольственной и биологической безопасности, развитие научной и инновационной направленности (генетика и селекция), цифровой трансформации;

внедрение программных продуктов (сервисов), позволяющих повысить эффективность осуществления функций органов государственной власти и предоставления мер государственной поддержки;

задачи по достижению цели 3:

повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, стимулирование притока инвестиций на территорию региона и инновационного развития отрасли;

создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства и пищевой промышленности;

создание возможностей дополнительного образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированного на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса;

задачи по достижению цели 4:

создание новой товарной массы продукции агропромышленного комплекса, в том числе с высокой добавленной стоимостью;

создание экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, системы продвижения агропромышленного комплекса на внешние рынки

Показатели Государственной программы, их значения на последний год реализации

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года - 107,2%;

индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года - 132,6%;

среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) - 65944 рубля;

объем экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) - 0,45 млрд. долл. США

Сроки и этапы реализации Государственной программы

I этап: 2013 - 2022 годы;

II этап: 2023 - 2030 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы в 2023 - 2030 годах составит 196514496,7 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 24551500,6 тыс. рублей;

2024 год - 24826900,0 тыс. рублей;

2025 год - 24158446,6 тыс. рублей;

2026 год - 24290966,0 тыс. рублей;

2027 год - 24444060,8 тыс. рублей;

2028 год - 24596760,8 тыс. рублей;

2029 год - 24746880,8 тыс. рублей;

2030 год - 24898981,0 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета - 8804653,7 тыс. рублей:

2023 год - 1582691,7 тыс. рублей;

2024 год - 1647193,4 тыс. рублей;

2025 год - 942197,0 тыс. рублей;

2026 год - 925174,3 тыс. рублей;

2027 год - 925774,3 тыс. рублей;

2028 год - 926574,3 тыс. рублей;

2029 год - 927174,3 тыс. рублей;

2030 год - 927874,3 тыс. рублей;

за счет средств бюджета Тамбовской области - 2914104,5 тыс. рублей:

2023 год - 387801,0 тыс. рублей;

2024 год - 396093,8 тыс. рублей;

2025 год - 354963,3 тыс. рублей;

2026 год - 354105,4 тыс. рублей;

2027 год - 355000,2 тыс. рублей;

2028 год - 356000,2 тыс. рублей;

2029 год - 354620,2 тыс. рублей;

2030 год - 355520,4 тыс. рублей;

за счет средств местного бюджета - 14,0 тыс. рублей:

2023 год - 9,2 тыс. рублей;

2024 год - 4,8 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

2026 год - 0,0 тыс. рублей;

2027 год - 0,0 тыс. рублей;

2028 год - 0,0 тыс. рублей;

2029 год - 0,0 тыс. рублей;

2030 год - 0,0 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 184795724,5 млн. рублей:

2023 год - 22580998,8 тыс. рублей;

2024 год - 22783607,9 тыс. рублей;

2025 год - 22861286,3 тыс. рублей;

2026 год - 23011686,3 тыс. рублей;

2027 год - 23163286,3 тыс. рублей;

2028 год - 23314186,3 тыс. рублей;

2029 год - 23465086,3 тыс. рублей;

2030 год - 23615586,3 тыс. рублей



1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы



Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Тамбовской области


Тамбовская область - крупный агропромышленный регион. Ежегодно доля агропромышленного комплекса (АПК) в структуре валового регионального продукта области составляет порядка 30%.


Учитывая географическое положение и природно-климатические условия, Тамбовская область специализируется на выращивании зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, сои и сахарной свеклы. По валовым сборам данных культур регион входит в пятерку крупнейших производителей в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО) и в десятку крупнейших производителей России.


В последние годы на территории региона демонстрирует устойчивый рост мясное животноводство, являясь одной из наиболее динамично развивающихся подотраслей агропромышленного комплекса. Наиболее интенсивными темпами идет наращивание объемов производства мяса свиней и птицы.


Тамбовская область в числе крупнейших производителей мяса скота и птицы на убой (в живом весе) во всех категориях хозяйств как среди регионов ЦФО, так и в целом по России.


Значительная сырьевая база способствует устойчивому развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. В рамках функционирования перерабатывающих предприятий решается задача не только по наращиванию производства продовольствия, но и задачи по повышению его конкурентоспособности за счет внедрения современных технологий и использования нового оборудования, доведению готового продукта до конечного потребителя, формированию экспортного потенциала.


В области значительно превышены значения уровня самообеспечения области по зерну, картофелю, сахару, маслу растительному, мясу (свинина и птица). Регион испытывает дефицит собственного производства на душу населения по овощам, плодам, говядине, молоку и яйцу. Осуществление хозяйственной деятельности в сфере производства данных видов продукции является приоритетом для агропромышленного сектора области.


По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 109,4 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 117,2 процента (в 2019 году - 107,1 процента по отношению к уровню 2017 года).


Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 112 процентов по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 118,6 процента. Индекс производства продукции животноводства в 2020 году составил 105,8 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 114,2 процента.


В отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется положительная динамика производства. По данным Росстата индекс производства пищевых продуктов в 2020 году по сравнению с соответствующим периодом 2019 года составил 108,3 процента, индекс производства напитков - 95,6 процента.


Более 70% сельскохозяйственной продукции производится в сельскохозяйственных организациях, растет доля продукции производимой в крестьянских (фермерских) хозяйствах.


По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2020 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий (усредненное значение) составила 29,7 процента.


Среднемесячная начисленная заработная плата по сельскохозяйственным организациям всех категорий составила 36982 рубля, что выше показателя 2019 года на 13,8 процента. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь - декабрь 2020 года составила 40100,5 рублей, что на 9,2 процента выше аналогичного показателя 2019 года.


Основными ограничениями (проблемами) в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:


недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;


технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;


торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;


невысокие темпы развития российской экономики;


отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;


недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.


Интенсивность использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения постоянно увеличивается, что также создает риск достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которого требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению и повышению плодородия почв, с другой стороны - вовлечение в оборот новых земель сельскохозяйственного назначения, а также развитие мелиоративного комплекса.


Потенциал развития агропромышленного комплекса региона заключается в повышении эффективности сельского хозяйства путем ведения интенсивного производства, внедрении новейших технологий, цифровой трансформации отраслей, подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса, в том числе с помощью дополнительного образования и переобучения работников, ориентированного на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.



Приоритеты и цели Государственной программы


Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года" и Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 N 2567-р. Структурные элементы и параметры Государственной программы сонхронизированы с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 N 731.


Ключевые приоритеты развития в рамках Государственной программы:


обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;


развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;


развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, включая виноградарство и виноделие, в том числе с внедрением инноваций;


развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;


цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса;


селекция и генетика;


внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.


Целями Государственной программы являются:


цель 1 - достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 107,2% от уровня 2020 года;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»