Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2014 года N 322


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 2012 Г. N 421 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"



Правительство Республики Коми

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 421 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения" следующее изменение:

Государственную программу Республики Коми "Содействие занятости населения", утвержденную постановлением (приложение), изложить в редакции согласно приложению N 1.

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Коми по перечню согласно приложению N 2.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.



Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Коми
В.ГАЙЗЕР



Приложение N 1
к Постановлению
Правительства Республики Коми
от 6 августа 2014 года N 322


"Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 28 сентября 2012 года N 421
(приложение)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"


ПАСПОРТ Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения"

Ответственный исполнитель Программы

Управление Республики Коми по занятости населения

Соисполнители Программы

-

Участники Программы

-

Подпрограммы Программы

Подпрограмма 1 "Управление региональным рынком труда, регулирование процессов формирования и использования трудовых ресурсов";

Подпрограмма 2 "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места";

Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации Государственной программы"

Программно-целевые инструменты Программы

-

Цель Программы

обеспечение условий развития эффективного рынка труда и государственных гарантий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость

Задачи Программы

содействие развитию прогнозируемого, эффективного и управляемого регионального рынка труда;

предупреждение роста уровня безработицы незанятых инвалидов

Целевые индикаторы и показатели Программы

уровень регистрируемой безработицы (в среднем за год) (%); <*>

уровень занятости населения (в среднем за год) (%); <**>

уровень общей безработицы (в среднем за год) (%) <***>

--------------------------------

<*> целевой индикатор "уровень регистрируемой безработицы (в среднем за год)" определяется как отношение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, к численности экономически активного населения, рассчитанный в процентах;

<**> целевой индикатор "уровень занятости населения (в среднем за год)" определяется как отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста;

<***> целевой индикатор "уровень общей безработицы (в среднем за год)" определяется в соответствии со стандартами МОТ как отношение численности безработных к численности экономически активного населения (занятых и безработных), рассчитанный в процентах

Этапы и сроки реализации Программы

1 этап: 2013 - 2015 годы

2 этап: 2016 - 2020 годы

Объемы финансирования Программы

Объемы финансирования Программы - общий объем бюджетных ассигнований Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2013 - 2016 годах составит 2 645 647,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 635 022,6 тыс. рублей;

2014 год - 655 900,3 тыс. рублей;

2015 год - 670 501,0 тыс. рублей;

2016 год - 684 223,7 тыс. рублей;

- из них за счет средств федерального бюджета:

2013 год - 322 346,6 тыс. рублей;

2014 год - 336 287,7 тыс. рублей;

2015 год - 349 869,9 тыс. рублей;

2016 год - 362 597,9 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований по Подпрограмме 1 за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2013 - 2016 годах составит 2524204,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 602 847,5 тыс. рублей;

2014 год - 624 267,5 тыс. рублей;

2015 год - 638 458,3 тыс. рублей;

2016 год - 658 631,1 тыс. рублей;

- из них за счет средств федерального бюджета:

2013 год - 317 161,8 тыс. рублей;

2014 год - 330 662,5 тыс. рублей;

2015 год - 343 982,7 тыс. рублей;

2016 год - 362 597,9 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований по Подпрограмме 2 за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2013 - 2016 годах составит 18 769,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 5 832,2 тыс. рублей;

2014 год - 6 321,9 тыс. рублей;

2015 год - 6 614,9 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

- из них за счет средств федерального бюджета:

2013 год - 5 184,8 тыс. рублей;

2014 год - 5 625,2 тыс. рублей;

2015 год - 5 887,2 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований по Подпрограмме 3 за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2013 - 2016 годах составит 102674,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 26 342,9 тыс. рублей;

2014 год - 25 310,9 тыс. рублей;

2015 год - 25 427,8 тыс. рублей;

2016 год - 25 592,6 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

сохранение ситуации на рынке труда стабильной и управляемой;

повышение качества и конкурентоспособности трудовых ресурсов;

повышение степени сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по профессионально-квалификационной структуре и территориям;

сокращение доли иностранной рабочей силы на рынке труда Республики Коми;

недопущение к 2020 году роста уровня общей безработицы более чем 5,7% к численности экономически активного населения;

недопущение к 2020 году роста зарегистрированной безработицы более 1,3% к численности экономически активного населения;

снижение коэффициента напряженности на рынке труда к 2020 году до 0,8 чел. на одну вакансию

1. Характеристика текущего состояния сферы занятости населения Республики Коми


Решение проблем безработицы и занятости является важнейшим элементом комплексного преобразования экономики России. Колебания спроса и предложения рабочей силы на рынке труда демонстрируют свою зависимость от целой совокупности факторов: демографической ситуации в регионе, развития экономических, инвестиционных и миграционных процессов, реализации мероприятий государственной политики в области содействия занятости населения.

В 2011 году региональный рынок труда функционировал в значительно более благоприятных условиях относительно предыдущих трех кризисных лет. Экономическая ситуация определялась увеличением промышленного производства в нефтепереработке, нефтедобыче и целлюлозно-бумажном производстве, ростом жилищного строительства, перевозок грузов, оборота розничной торговли и платных услуг населению, основных инвестиций в основной капитал, работ по виду деятельности "Строительство". Наблюдалось увеличение положительных финансовых результатов организаций и налоговых поступлений, уменьшение общей и зарегистрированной безработицы, незначительный рост среднесписочной численности работников организаций. В то же время в социальной сфере отмечалось уменьшение реальных среднедушевых доходов населения, замедление темпов роста заработной платы, сокращение численности населения, несмотря на положительную тенденцию увеличения с середины года естественного прироста населения.

По предварительной оценке Росстата, численность постоянного населения республики с учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года на 1 января 2012 года составила 889,8 тыс. человек и с начала 2011 года уменьшилась на 9,4 тыс. человек.

Демографическая ситуация характеризовалась не просто сокращением численности населения вследствие его миграционной убыли, но и ухудшением качественных характеристик населения. Население республики продолжает стареть и терять наиболее мобильное население трудоспособного возраста. По результатам Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году, удельный вес населения старше трудоспособного возраста в составе населения увеличился по сравнению с 2002 годом с 14,1% до 17,6%, а трудоспособного, наоборот, снизился с 66,1% до 64,7%. Доля лиц трудоспособного возраста в общей миграционной убыли превышает 70%. Сокращение численности населения трудоспособного возраста, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного в 2011 году Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, численность экономически активного населения Республики Коми в возрасте от 15 до 72 лет составила 497,9 тыс. человек. Из них 455,5 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 42,4 тыс. человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда (далее - МОТ) (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Уровень безработицы по Республике Коми, рассчитанный по методологии МОТ как отношение численности безработных граждан к численности экономически активного населения, в среднем за 2011 год составил 8,5%. По Российской Федерации уровень безработицы составил 6,6%, по Северо-Западному федеральному округу - 5,3%.

В 2011 году численность занятых в экономике республики составила 455,5 тыс. человек, сократившись за год на 16,8 тыс. человек. В 2011 году уровень занятости (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 - 72 лет) составил 64,2% (в 2010 году - 64%). Для большей части занятого населения основным местом работы оставались организации различных форм собственности.

В 2011 году среднесписочная численность работников организаций всех форм собственности (без учета индивидуального предпринимательства) составила, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 387,2 тыс. человек, или 80% от общей численности занятых в экономике республики. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года численность работников увеличилась на 0,3% за счет таких видов экономической деятельности, как производство, передача и распределение электроэнергии, строительство, розничная торговля, торговля автотранспортными средствами, автомобильный транспорт, вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий. В то же время сокращение численности работников отмечалось в большинстве видов деятельности, а наиболее значительное - в лесном хозяйстве, добыче каменного угля, целлюлозно-бумажном производстве, производстве нефтепродуктов, финансовой деятельности.

Государственная политика содействия занятости населения на территории Республики Коми осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Закона Республики Коми от 6 октября 2006 года N 70-РЗ "О некоторых вопросах в области занятости населения на территории Республики Коми" путем реализации программ по содействию занятости населения, разрабатываемых на основе анализа социальных, демографических и экономических факторов развития Республики Коми и прогноза их влияния на рынок труда региона.

Последовательное проведение государственной политики в области содействия занятости населения в регионе является одним из приоритетов Стратегии социально-экономического развития Республики Коми. В 2009 - 2011 годах в результате принятых Правительством Республики Коми антикризисных мер удалось стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда, не допустить неконтролируемого роста численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, добиться снижения напряженности на рынке труда, уменьшения объемов неполной занятости и обеспечения государственных гарантий гражданам, уволенным в порядке массового высвобождения.

На 1 января 2012 года численность зарегистрированных безработных граждан составила 10,7 тыс. человек, что на 18% (на 2,4 тыс. человек) меньше, чем год назад. Уменьшение численности безработных наблюдалось в 16 из 20 муниципалитетах республики за счет увеличения по сравнению с 2010 годом на 10,5% потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест, заявляемых предприятиями и организациями различных видов экономической деятельности. Уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 2,2% (на 1 января 2011 года - 2,5%). Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) составил 1,2 против 2,8 на начало 2011 года.

Анализ текущего состояния сферы содействия занятости населения Республики Коми выявил ее сильные и слабые стороны.

К сильным сторонам, в частности, относятся:

1) наличие в республике реальных возможностей по удовлетворению потребностей всех участников рынка труда, в том числе наличие мотивации в самозанятости у населения; возрастающий интерес у работодателя, выражающийся в росте потребности в квалифицированных рабочих кадрах с высокой мотивацией к труду; реализация мер по выравниванию спроса и предложения рабочей силы;

2) наличие государственной политики в области содействия занятости населения;

3) многообразие государственного инструментария регулирования рынка труда;

4) наличие высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере занятости и способствующих реализации государственной политики занятости.

Среди слабых сторон можно отметить:

1) недостаточный уровень квалификации рабочей силы и низкие зарплатные характеристики предлагаемых рабочих мест;

2) отсутствие эффективных механизмов воздействия на работодателей;

3) недостаточная проработанность мер поддержки самозанятости и малого бизнеса со стороны государства;

4) излишняя детализация административных регламентов по предоставлению государственных услуг.

Выявление сильных и слабых сторон сферы содействия занятости населения республики важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и внешних факторов, которые могут оказать влияние на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.

К возможностям следует отнести:

1) возможности развития спроса и предложения на рынке труда, в том числе рост числа граждан, имеющих высокий уровень профессионального образования, высокую квалификацию, опыт работы и мотивации к труду, увеличение на рынке числа работодателей, испытывающих потребность в высококвалифицированных кадрах на эффективные рабочие места, обучение и переобучение за счет средств государственной службы занятости населения под конкретные рабочие места;

2) наличие потенциальных возможностей по сохранению и созданию новых рабочих мест;

3) развитие системы государственных услуг по стимулированию трудовой мобильности, самозанятости, содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке кадров, отвечающих требованиям инновационной экономики;

4) устойчивые тенденции государственной политики, направленной на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда.

Перечень внешних факторов (угроз), которые могут оказать влияние на реализацию Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения":

1) риск возникновения кризисных ситуаций в экономике региона;

2) угроза снижения мотивации занятости граждан;

3) угроза неспособности обеспечения населения рабочими местами в соответствии с квалификацией;

4) риск введения нормативно-правовых и финансовых ограничений в предоставлении государственных услуг в сфере занятости населения.

Анализ результатов мероприятий, реализованных в 2011 году в сфере содействия занятости населения Республики Коми, свидетельствует о достаточно высоком уровне организации работы органов государственной службы занятости населения и муниципальных образований по оказанию содействия занятости населения, обеспечению единых стандартов качества, доступности услуг в сфере занятости.

В 2011 году для обеспечения эффективной занятости граждан государственной службой занятости населения осуществлялись следующие мероприятия:

1) организован эффективный мониторинг состояния рынка труда;

2) налажена консультационная и информационная работа для граждан и работодателей по всему спектру вопросов, связанных как с защитой от безработицы, так и с обеспечением трудовых прав работников, в том числе с использованием информационного портала Управления Республики Коми по занятости населения;

3) организована и обеспечена в полном объеме социальная поддержка граждан и предоставление государственных услуг в сфере занятости, в том числе в электронном виде;

4) реализован комплекс мероприятий активной политики занятости, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в том числе моногородов, сельских поселений.

Особое внимание в 2011 году уделялось улучшению ситуации в сельских поселениях. Приоритетными категориями были:

1) женщины, работающие во вредных и тяжелых условиях труда;

2) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

3) выпускники образовательных учреждений;

4) слабозащищенные категории безработных граждан (незанятые инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные родители).

2. Приоритеты и цели реализуемой в Республике Коми государственной политики в сфере занятости населения Республики Коми, описание основных целей и задач государственной программы. Прогноз развития сферы занятости Республики Коми


Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, стратегической целью развития Республики Коми является повышение уровня жизни населения в республике на основе устойчивого развития экономики региона.

В числе приоритетных задач развития экономики республики - создание предпосылок для расширения занятости трудоспособного населения и снижения уровня безработицы, увеличения доходов населения и снижения масштабов бедности.

Целью политики занятости является обеспечение эффективной занятости населения Республики Коми с учетом приоритетов развития экономики Республики Коми в период с 2013 года по 2020 год:

1) обеспечение максимально возможной занятости трудоспособного населения и реализация прав граждан в области социальной защиты от безработицы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»