МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 мая 2015 года N 490

Об утверждении ведомственной целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы"

______________________________________________________________
Документ возвращен без рассмотрения
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 05.06.2015 N 01/64723-ЮЛ.

______________________________________________________________


В соответствии с пунктом 22 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года N 239 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст.1571; 2010, N 22, ст.2778; 2011, N 15, ст.2131; 2012, N 19, ст.2419; 2013, N 15, ст.1799; N 48, ст.6259; 2015, N 2, ст.459; N 15, ст.2281), и в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2058),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы" (далее - Программа).

2. Возложить ответственность за реализацию Программы на Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (Золотареву Н.М.).

Министр
Д.В.Ливанов

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом
 Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 мая 2015 года N 490

     
Ведомственная целевая программа "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы"

     

     

ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы"

Федеральный орган исполнительной власти или организация, являющаяся главным распорядителем средств федерального бюджета

Министерство образования и науки Российской Федерации

Наименование ведомственной целевой программы

"Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы"

Наименование государственной программы Российской Федерации

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2058)

Наименование подпрограммы государственной программы Российской Федерации

подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2058)

Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного правового акта

Министр образования и науки Российской Федерации

Номер и дата учета в Министерстве экономического развития Российской Федерации

Не предусмотрено

Цели и задачи

Цель программы:

Существенное увеличение вклада профессионального образования в повышение качества кадрового потенциала отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, в интересах технологической модернизации экономики, обеспечения повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:

развитие государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров и технических специалистов (далее - инженерно-технические кадры) по направлениям, наиболее востребованным предприятиями и организациями реального сектора экономики;

модернизация содержания и технологий реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;

развитие банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом.

Целевые индикаторы и показатели

Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших обучение по программам повышения квалификации в рамках мероприятий программы повышения квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы, в том числе:

в 2015 году - 3850 человек

в 2016 году - 4190 человек

Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах Российской Федерации, в том числе:

в 2015 году - 771 человек

в 2016 году - 838 человек

Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом, в том числе:

в 2015 году - 384 человека

в 2016 году - 419 человек

Характеристика программных мероприятий

Программа включает в себя комплекс мероприятий по следующим направлениям:

отбор наиболее востребованных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров (далее - программа повышения квалификации) и расширение банка программ повышения квалификации, представленных российскими образовательными организациями;

формирование групп слушателей по наиболее востребованным программам повышения квалификации на основе квалификационного отбора слушателей в соответствии с требованиями, предусмотренными программой повышения квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы;

организация и осуществление обучения по программам повышения квалификации.

Сроки реализации

2015-2016 годы

Объемы и источники финансирования

Средства федерального бюджета (2015 год - 171 млн. рублей, 2016 год - 186,2 млн. рублей);

средства предприятий и организаций реального сектора экономики:

софинансирование - не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации инженерно-технических кадров.

Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Повышение квалификации не менее 8000 человек из числа инженерно-технических кадров предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

установление долгосрочного партнерства в подготовке и повышении квалификации инженерно-технических кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных организаций;

реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-
технических кадров на базе образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, заключающих договоры с организациями и предприятиями, предъявляющими спрос на подготовку соответствующих специалистов;

обеспечение развития банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

развитие непрерывного инженерно-технического образования путем актуализации программ повышения квалификации инженерно-технических кадров.

     

     

I. Обоснование необходимости реализации ведомственной целевой программы


В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2058) (далее - Государственная программа), выделена подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования". Ее целью является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.

Подготовка и повышение квалификации специалистов инженерно-технического профиля продиктовано острой кадровой потребностью отечественной экономики и, особенно, инновационной индустрии. Резко изменившаяся международная политическая ситуация, повлекшая за собой на фоне мирового экономического кризиса и беспрецедентной борьбы за природные ресурсы ряд экономических санкций по отношению к России, существенно изменила значение отечественной системы профессионального образования для ухода от экономической зависимости.

В свою очередь это означает необходимость существенного совершенствования структуры подготовки инженерно-технических кадров в рамках стратегического партнерства российских образовательных организаций с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

С учетом сложившейся в настоящее время возрастной структуры кадров в большинстве стратегических отраслей экономики России, помимо притока молодых специалистов - выпускников основных образовательных программ высшего образования инженерно-технической направленности, возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерно-технических кадров, занятых на производстве, в том числе путем реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

На достижение указанной цели была направлена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2331) (далее - Президентская программа). По итогам реализации Президентской программы сформирован банк актуальных программ повышения квалификации, прошли обучение и стажировки более 15000 специалистов.

Исследование эффективности реализации мероприятий Президентской программы в 2012-2014 годах, проведенное Министерством образования и науки Российской Федерации, показало, что Президентская программа значительно расширила и способствовала развитию форм взаимодействия образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики (далее - предприятия). Изменилась степень вовлеченности работодателей в определении содержания программ повышения квалификации - от формального направления на учебу к практическому участию в обсуждении и разработке новых программ. На основе внедрения в учебный процесс практических наработок, интеграции дорогостоящего оборудования предприятий и учебно-методической базы образовательных организаций высшего образования значительно повысилась практикоориентированность программ.

По результатам исследования эффектов реализации Президентской программы, проводившегося в 2013-2014 годах, наличие зарубежных стажировок способствует повышению интереса к Президентской программе со стороны руководства предприятий. Возможность направления сотрудников на стажировку за рубеж, по оценкам представителей предприятий, по значимости стоит на втором месте среди факторов, повлиявших на решение принять участие в Президентской программе.

В силу особенностей контингента слушателей (практиков производства) возможность изучения современных технологий непосредственно в местах их разработки и применения является одной из сильных сторон программ повышения квалификации, реализованных в рамках Президентской программы.

Президентская программа явилась важным стимулом для предприятий к осуществлению инвестиций в подготовку инженерных кадров. Если по условиям Президентской программы требовалось обеспечить софинансирование в размере не менее 50% объема субсидии, то по факту объем средств, направленных предприятиями - заказчиками обучения на софинансирование программ повышения квалификации, составил не менее 70% от объема государственной поддержки. Государственное софинансирование Президентской программы снижает финансовую нагрузку и позволяет привлечь к реализации не только крупные, но и мелкие предприятия. За три года (2012-2014 годы) заказчиками программ повышения квалификации явились 1361 предприятие, в программе приняли участие 96 образовательных организаций, которые представили 544 программы повышения квалификации. На финансирование мероприятий Президентской программы предусмотрено 740,0 млн. рублей из средств федеральной субсидии и привлечено свыше 494 млн. рублей из средств софинансирования.

Анализ потребностей предприятий в повышении квалификации инженерных кадров, заявленных в рамках Президентской программы, показывает, что по целому ряду приоритетных направлений запросы работодателей на обучение специалистов были удовлетворены немногим более чем на 50%. В частности, по направлению "Развитие транспортных и космических систем" за весь период реализации Президентской программы прошли обучение - 49% от заявленной потребности; по направлению "Развитие стратегических информационных технологий" - 52%, по направлению "Развитие индустрии наносистем" - 56%.

Если общий заявленный спрос на обучение по программам повышения квалификации в рамках Президентской программы (на условиях софинансирования) за период с 2012 по 2014 годы составил 23058 человек, то всего по Президентской программе обеспечена переподготовка 16582 человек или немногим более 70%.

Президентской программой предусмотрена возможность направления на обучение и стажировки в России и за рубежом лиц, осваивающих программы магистратуры, и аспирантов, еще не работающих на конкретном предприятии или организации в связи с прохождением обучения, при условии софинансирования расходов федерального бюджета направляющими предприятиями. Эти возможности Президентской программы еще недостаточно активно используются. При продолжении реализации Президентской программы должна быть увеличена доля лиц, осваивающих программы магистратуры, и аспирантов в общей численности участников Президентской программы, "целевым" образом направляемых на повышение квалификации с учетом конкретных потребностей предприятий.

В ближайшей и среднесрочной перспективе решение задачи ликвидации кадрового дефицита в производственных отраслях, имеющих стратегическое значение для развития экономики России, не может быть обеспечено без актуализации компетенций в ходе повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Это тем более важно, что в общей численности населения Российской Федерации наибольшую долю (31,2%) составляют лица, имеющие среднее профессиональное образование.

Актуальным вопросом для повышения эффективности подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих на предприятиях, является также обеспечение опережающей подготовки преподавателей, совместно с представителями предприятий осуществляющих разработку и реализацию соответствующих программ.

В связи с имеющейся потребностью в продлении Президентской программы, а также во исполнение пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 10 марта 2015 года N ДМ-П7-20пр принято решение о разработке ведомственной целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы" (далее - ведомственная Программа).

В 2012 году начата отработка механизма субсидирования образовательных организаций, реализующих программы повышения квалификации инженерных кадров, в рамках стратегического партнерства с предприятиями.

Ведомственная Программа является логическим продолжением реализации государственной политики в области совершенствования профессионального образования и развития непрерывного инженерно-технического образования. Комплексный подход к реализации ведомственной Программы позволит:

обеспечить системность мероприятий по повышению квалификации инженерно-технических кадров в соответствии с заявленными приоритетами;

реализовать эффективные модели повышения квалификации инженерно-технических кадров, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;

создать необходимые условия для профессионального развития участников ведомственной Программы;

обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями ведомственной Программы и мониторинг эффективности ее реализации.

Реализация ведомственной Программы направлена на достижение задачи "Формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу организаций" подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" Государственной программы и достижение следующего индикатора:

обеспечение до 2017 года повышения квалификации не менее 8000 специалистов инженерно-технического профиля предприятий.

II. Основные цели и задачи ведомственной Программы


Целью ведомственной Программы является существенное увеличение вклада профессионального образования в повышение качества кадрового потенциала отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, в интересах технологической модернизации экономики, обеспечения повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

развитие государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров и технических специалистов по направлениям, наиболее востребованным предприятиями;

модернизация содержания и технологий реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;

развитие банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом.

Особенностями ведомственной Программы являются:

ориентация на текущие и перспективные потребности организаций в повышении квалификации и получении дополнительных профессиональных компетенций инженерно-технических кадров в сфере приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика;

стимулирование взаимодействия российских образовательных организаций с предприятиями в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки на основе развития государственно-частного партнерства;

поддержка и продвижение лучших программ повышения квалификации, разработанных российскими образовательными организациями по заказам профильных предприятий и в сотрудничестве с ними. С учетом различных видов профессиональной деятельности повышение квалификации должно быть ориентировано на развитие компетенций, обеспечивающих решение проектно-конструкторских, технологических, научно-исследовательских и производственных задач, включая соответствующие виды практик.

III. Ожидаемые результаты реализации ведомственной Программы и целевые индикаторы


Ожидаемые результаты реализации ведомственной Программы:

установление долгосрочного партнерства в подготовке и повышении квалификации инженерно-технических кадров для предприятий на базе российских образовательных организаций;

реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров на базе образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, заключающих договоры с организациями и предприятиями, предъявляющими спрос на подготовку соответствующих специалистов;

обеспечение развития банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

развитие непрерывного инженерно-технического образования путем актуализации программ повышения квалификации инженерно-технических кадров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»