Судебная практика по вопросам применения налога на доходы физических лиц. Июнь 2015 года

     

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 16-П

     

Ситуация


Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 2 статьи 207 и статью 216 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ гражданам Республики Беларусь при обложении налогом на доходы физических лиц в вознаграждении за работу по найму, полученного ими в период нахождения на территории Российской Федерации, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов Российской Федерации, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента Российской Федерации.


Суть дела

Гражданин Республики Беларусь С.П.Лярский по прибытии 13 июля 2010 года в Российскую Федерацию заключил трудовой договор с ООО "Энергопроекттехнология", которое в связи с отсутствием у него статуса налогового резидента Российской Федерации с июля 2010 года как налоговый агент удерживало из его дохода налог на доходы физических лиц по ставке 30 процентов.

В сентябре 2011 года С.П.Лярский, полагавший, что в связи с возникновением у него в 2011 году статуса налогового резидента Российской Федерации удержанный налог подлежит перерасчету по ставке 13 процентов, а излишне уплаченная сумма налога должна быть ему возвращена, представил в налоговый орган декларацию по данному налогу за 2010 год, приложив к нему заявление о возврате указанной суммы.

Налоговый орган уведомил С.П.Лярского о допущенных в налоговой декларации неточностях (в разделе "Доходы от источников в Российской Федерации" указана ставка 30 процентов, а в разделе "Статус налогоплательщика" - что он является налоговым резидентом Российской Федерации) и просил представить уточненную декларацию. Данное требование заявитель не выполнил, а впоследствии обратился в Тверской районный суд города Москвы с иском об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за 2010 год.

Решением Тверского районного суда города Москвы от 20 августа 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 февраля 2014 года, в удовлетворении его требований было отказано на том основании, что в соответствии с положениями статей 207 и 216 Налогового кодекса Российской Федерации окончательный налоговый статус лица определяется по итогам календарного года; для признания лица налоговым резидентом Российской Федерации в 2010 году необходимо его фактическое нахождение на территории России не менее 183 дней в этом календарном году; подтверждение нахождения на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений пункта 1 статьи 1 Протокола к заключенному 21 апреля 1995 года Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь Соглашению об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество; срок пребывания заявителя в России в 2010 году, согласно представленным документам, составил 172 дня, а потому он не может быть признан налоговым резидентом Российской Федерации в указанном периоде и, соответственно, налог на доходы физических лиц за этот период перерасчету и возврату не подлежит.

В передаче кассационной жалобы на данные судебные постановления для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции заявителю также было отказано (определение судьи Московского городского суда от 1 августа 2014 года). Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, изучив надзорную жалобу С.П.Лярского, не усмотрел оснований для внесения в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представления о пересмотре судебных постановлений по его делу в порядке надзора.

Противоречие пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации статьям 15 (часть 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации С.П.Лярский усматривает в неопределенности содержащихся в них положений, касающихся исчисления срока нахождения физического лица в Российской Федерации для целей определения его статуса как налогового резидента Российской Федерации.

По мнению заявителя, при определении данного срока должен учитываться не налоговый период, ограниченный календарным годом, а период фактического нахождения налогоплательщика на территории Российской Федерации в течение 183 календарных дней; иное понимание этих законоположений не позволяет налогоплательщику осуществить возврат налога на доходы физических лиц, уплаченного по повышенной ставке (30 процентов) за прошлый налоговый период, который по времени меньше, чем календарный год.


Позиция суда

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). По смыслу приведенного конституционного положения во взаимосвязи со статьями 19 (части 1 и 2) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, данная конституционная обязанность и вытекающие из нее гарантии прав налогоплательщиков равным образом распространяются на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя основы налогового суверенитета Российской Федерации, который, по смыслу ее статей 3 (часть 1), 4 (части 1 и 2), 8 (часть 1) и 57, заключается в том числе в признании всеми субъектами международных налоговых отношений права государства устанавливать и взимать налоги и сборы с физических лиц и организаций, осуществляющих экономическую деятельность в пределах его территории, вместе с тем допускает, как это следует из ее статей 15 (часть 4) и 79, возможность заключения Российской Федерацией международных договоров по вопросам налогообложения, в частности предусматривающих особенности - по сравнению с национальным законодательством - налогообложения доходов иностранных граждан от источников на территории Российской Федерации.

Такие договоры в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации и конкретизирующего ее пункта 3 статьи 7 "Международные договоры по вопросам налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации являются составной частью правовой системы России, а согласно пункту 1 данной статьи если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.