Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июля 2016 года N 5-АПГ16-41


[Об оставлении без изменения решения суда, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6188 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП]

(Извлечение)



Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Александрова В.Н., судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П., при секретаре Барулевой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРИА" о признании недействующим пункта 6188 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТРИА" на решение Московского городского суда от 14 марта 2016 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "ТРИА" Чугаевой Ю.И. и Митина Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень), в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).

Постановление Правительства Москвы N 700-ПП в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.

Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП Перечень изложен в новой редакции, в которой, в частности, изменена нумерация объектов недвижимости. Названное постановление Правительства Москвы опубликовано 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67. Оспариваемый акт в редакции от 26 ноября 2015 года действует с 1 января 2016 года.

Общество с ограниченной ответственностью "ТРИА" (далее - ООО "ТРИА", Общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 6188 Перечня в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП.

В указанный пункт Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0012006:1322 общей площадью 4622,6 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, д.43б, которое принадлежит ООО "ТРИА" на праве собственности.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что спорное здание не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 и статьей 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Решением Московского городского суда от 14 марта 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "ТРИА" отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанный судебный акт и принять по административному делу новое решение.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Москвы представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правильно установил, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, и последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, установленные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378_2 НК РФ.

На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378_2 НК РФ статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Так, пунктом 1 статьи 1.1 названного закона к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Данная норма согласуется с положениями пункта 4 статьи 378_2 НК РФ, согласно которым кадастровая стоимость как налоговая база применяется в отношении тех объектов недвижимости (торговых центров (комплексов), которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в указанном пункте. Таким условием, в частности, является расположение нежилого здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Как следует из части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования определяется градостроительными регламентами, содержащимися в правилах землепользования и застройки.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" до утверждения правил землепользования и застройки в городе Москве полномочиями по установлению видов разрешенного использования земельных участков наделено Правительство Москвы.

Пунктом 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" в редакции, действовавшей на дату включения здания с кадастровым номером 77:07:0012006:1322 в Перечень, предусмотрено, что разрешенное использование участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - приказ Минэкономразвития N 39), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.

По смыслу пункта 4 статьи 378_2 НК РФ, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соответствуют предусмотренным приказом Минэкономразвития России N 39 группе видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, здание с кадастровым номером 77:07:0012006:1322 включено в Перечень на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378_2 НК РФ и пункта 1 статьи 1.1 Закона N 64, как расположенное на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает расположение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:110, на котором расположено принадлежащее Обществу нежилое здание, - "для размещения и последующей эксплуатации автосервиса с комплексом бытовых услуг и производства товаров народного потребления и под благоустройство" относится в том числе и к группе видов разрешенного использования, предусмотренной пунктом 1.2.5 приказа Минэкономразвития России N 39.

Довод апелляционной жалобы о фактическом использовании указанного здания для целей производственной деятельности не имеет правового значения, так как для отнесения объекта недвижимости к торговому центру (комплексу) достаточно выполнения одного из условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 378_2 НК РФ.

В данном случае суд первой инстанции, установив, что здание с кадастровым номером 77:07:0012006:1322 расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает расположение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, пришел к обоснованному выводу о том, что Перечень в оспариваемой части не противоречит требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от 14 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРИА" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка