Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Принципы технического регулирования


В комментируемой статье содержится перечень принципов технического регулирования, т.е. тех исходных начал, которые должны учитываться при определении содержания правовых норм в сфере технического регулирования. При этом принципы таких элементов технического регулирования как стандартизация и подтверждение соответствия были выделены в самостоятельные нормы соответственно в ст.12 и 19 комментируемого Закона, но статья 12 признана с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ утратившей силу в связи принятием Закона 2015 года о стандартизации (принципы стандартизации перечислены в ст.4 данного Закона). Ранее действовавшие Законы 1993 года о стандартизации и о сертификации непосредственно принципы регулирования в соответствующих сферах технического регулирования прямо не называли. Однако, это не означало того, что в качестве принципов не могли рассматриваться отдельные нормы данных Законов. Соответственно, эти принципы были определены в нормативных правовых актах Госстандарта России.

В то же время с принятием комментируемого Закона принципы технического регулирования приобрели новое содержание, соответствующее концепции данного Закона. Закрепление данных принципов призвано в условиях глобализации экономических отношений обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

В отношении содержания названных в комментируемой статье перечня принципов технического регулирования необходимо отметить следующее.

Принцип применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

В рамках реализации этого принципа в п.3 ст.7 комментируемого Закона установлено, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Как предусмотрено там же, не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. До внесения Законом 2011 года N 255-ФЗ изменений в рассматриваемом принципе, как и в приведенных положениях п.3 ст.7 комментируемого Закона говорилось о требованиях к продукции или к связанным с ними перечисленным процессам, а не требованиях к продукции или продукции и связанным с требованиями к продукции перечисленным процессам (см. коммент. к ст.2 Закона).

Принцип соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.

Как отмечается в Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов, утв. приказом Минпромэнерго России от 12 апреля 2006 года N 78 (о данном документе см. коммент. к ст.7 Закона), данный принцип предписывает проводить сравнительный анализ: экономической целесообразности устанавливаемых требований (т.е. оценить, что рациональнее - улучшить характеристики продукции или принять другие меры защиты); перспективности выпуска продукции (других ОТР); существования надежных с метрологической точки зрения методов определения характеристик и необходимых апробированных методов расчета.

Принцип независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в т.ч. потребителей.

Этому принципу соответствует такой один из указанных в п.2 ст.31 комментируемого Закона принципов, на основе которых осуществляется аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, как компетентность и независимость органов, осуществляющих аккредитацию. Рассматриваемый принцип логично дополнен такими принципами технического регулирования, названными непосредственно в комментируемой статье, как недопустимость совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации и недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации. Указание на потребителей включено в рассматриваемый принцип Законом 2011 года N 255-ФЗ (см. коммент. к ст.2 Закона).

Принцип единой системы и правил аккредитации.

С учетом определения понятия "аккредитация", изложенного в ст.2 комментируемого Закона данный принцип означает наличие совокупности участников, норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых осуществляется официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. В п.2 ст.31 комментируемого Закона определен перечень принципов, на основе которых осуществляется аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Принцип единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия.

В рамках реализации этого принципа в п.11 ст.7 комментируемого Закона установлена процедура утверждения Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обеспечения единства измерений перечня документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в т.ч. правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Как предусмотрено там же, в случае отсутствия указанных документов в области стандартизации применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования до дня вступления в силу технического регламента утверждаются в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обеспечения единства измерений правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в т.ч. правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Принцип единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок.

В развитие данного принципа в п.6 ст.7 комментируемого Закона предусмотрено, что технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в т.ч. потребителями с учетом положений п.9 указанной статьи.

Принцип недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.

Этот принцип был реализован в положениях п.2 ст.31 комментируемого Закона в прежней редакции, называющих такие из принципов, на основе которых осуществляется аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, как недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определяет Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что и закреплено в ч.1 его ст.1. Как указано там же, названный Закон определяет основы в т.ч. предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.

________________

СЗ РФ, 2006, N 31, ч.I, ст.3434.


Принцип недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации. Принцип недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации.

Как говорилось выше, данные принципы логично дополняют такой названный в комментируемой статье принцип технического регулирования, как независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей. На недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия указывалось в прежней редакции п.2 ст.31 комментируемого Закона как на один из принципов, на основе которых осуществляется аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

В рассматриваемые принципы вносились изменения Законом 2011 года N 255-ФЗ, внесшим изменения в части ускорения интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Европейского союза, снижения технических барьеров в торговле, создания национального органа по аккредитации. Так, первый из рассматриваемых принципов изложен полностью в новой редакции. В прежней редакции принцип звучал как принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации. Во втором из рассматриваемых принципов до внесения изменения говорилось о полномочиях на аккредитацию и сертификацию, а не о полномочиях по аккредитации и сертификации.

Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Этому принципу технического регулирования соответствуют такие основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, названные в п.8 и 9 ст.3 Закона 2008 года о защите прав при осуществлении контроля, как:

недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в т.ч. мероприятий по контролю.

Принцип недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.