Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет состав законодательства РФ о техническом регулировании. В структуре данного законодательства можно выделить три уровня (при этом понятие законодательства используется в его широком понимании, охватывающем не только законодательные акты, но и иные нормативные правовые акты):

непосредственно комментируемый Закон;

иные федеральные законы, принимаемые в соответствии с комментируемым Законом;

иные нормативные правовые акты РФ, принимаемые в соответствии с комментируемым Законом.

Как видно, речь идет о законодательных и иных нормативных правовых актах только федерального уровня. Это предопределено положением п."р" ст.71 Конституции РФ, относящим стандарты к вопросам исключительного ведения России. Согласно ч.1 ст.76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Соответственно, законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам технического регулирования, а также муниципальные нормативные правовые акты по вопросам технического регулирования издаваться не могут.

К иным, нежели федеральные законы, нормативным правовым актам РФ, составляющим законодательство РФ о техническом регулировании, относятся издаваемые в соответствии с комментируемым Законом указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено частью 1 ст.90 Конституции РФ. Согласно ч.2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В ч.3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.

Правительство РФ, как установлено в ч.1 ст.115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч.3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 года N 3-ФКЗ) установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

________________

СЗ РФ, 1997, N 51, ст.5712; 1998, N 1, ст.1.


Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред. постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 года N 418), издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

________________

СЗ РФ, 1997, N 33, ст.3895; 2006, N 29, ст.3251.


Согласно п.2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. В соответствии с п.10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно п.11 Правил, осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены приказом Минюста России от 4 мая 2007 года N 88.

________________

РГ, 2007, 24 мая, N 108.


Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, определены в п.9 постановления Пленума ВС России от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части": издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

________________

РГ, 2007, 8 декабря, N 276.

2. В п.2 комментируемой статьи определено соотношение комментируемого Закона с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, касающимися сферы применения данного Закона (с учетом нормы п.1 данной статьи речь идет не об актах законодательства РФ о техническом регулировании): такие акты подлежат применению только в части, не противоречащей комментируемому Закону.

Данное положение предопределяет характер комментируемого Закона как основного акта специального законодательства, регламентирующего сферу технического регулирования (о сфере применения комментируемого Закона см. коммент. к ст.1 Закона). Необходимо обратить внимание на то, что согласно рассматриваемой норме данный Закон является актом специального законодательства и по отношению к законодательным актам, прямо или косвенно предусматривающим осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Следует также отметить, что в отношении нормативных правовых актов РФ, не являющихся законодательными, норма п.2 комментируемой статьи не имеет самостоятельного значения. Комментируемый Закон как акт федерального законодательства согласно ч.2 ст.4 Конституции РФ имеет верховенство на всей территории РФ. В силу указанной конституционной нормы положения иных нормативных правовых актов РФ, нежели федеральных конституционных законов и федеральных законов (т.е. указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти) могут применяться только в части, не противоречащей федеральному законодательству, в т.ч. и комментируемому Закону. Соответственно, в части, не противоречащей комментируемому Закону, подлежат применению любые нормативные правовые акты, не являющиеся законодательными, а не только те, которые касаются сферы применения данного Закона.

3. Согласно п.3 комментируемой статьи федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (Правительство РФ в общем-то тоже является федеральным органом исполнительной власти, но в данном случае о нем речь не идет).

Исключениями являются только случаи, установленные ст.5 и 9_1 комментируемого Закона, а именно:

случаи издания федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии актов, устанавливающих обязательные требования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции;

случаи принятия технического регламента нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

В отношении рассматриваемой нормы целесообразно привести следующую правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 26 сентября 2007 года по делу N 6-Г07-8: в соответствии с комментируемым Законом понятие "технического регулирования" включает в себя установление обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольного применения (рекомендательного характера); обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на добровольной основе - в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с п.3 комментируемой статьи могут издаваться федеральными органами исполнительной власти.

Согласно п.1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции федерального органа по техническому регулированию, является Минпромторг России. Адрес официального сайта Минпромторга России в сети Интернет - www.minprom.gov.ru.