ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2016 года Дело N А56-57782/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года

постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2016 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М. Л. Згурской

судей С. В. Лущаева, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания О. Н. Сидельниковой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6899/2016) АО "Дикси Юг"

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2016 по делу N А56-57782/2015(судья Рыбаков С.П.), принятое

по заявлению АО "Дикси Юг"

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N2 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения от 26.01.2015 N 18-13-03/00555 (с учетом решения УФНС России по СПб от 12.05.2015 N 16-13/20616@)

при участии:

от заявителя: Макеев Н. К. (доверенность от 15.01.2016); Алексахина Р. А. (доверенность от 26.04.2016); Сурдин Е. А., Рыбалко А. Г. (доверенность от 29.09.2015)

от ответчика: Акуличева Г. В. (доверенность от 12.01.2016); Куликова Н. К. (доверенность от 21.01.2016); Елдышев В. В. (доверенность от 05.02.2016)

установил:

Акционерное общество "Дикси Юг" (ОГРН 1035007202460, место нахождения: 142119, Московская обл., г. Подольск, ул. Юбилейная, д.32А; далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N2 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.01.2015 N18-13-03/00555 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - управление) от 12.05.2015 N16-13/20616@.

решением суда от 02.02.2016 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что судом не применены пункты 26, 27 Приказа Министерства финансов РФ от 30.03.2001 N26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", применены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежащие применению; нарушены нормы процессуального права: часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - не дана надлежащая оценка заключению экспертизы, статьи 168 АПК РФ - не выяснены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, статьи 170 АПК РФ - не указаны мотивы, по которым были отклонены доводы и доказательства, представленные заявителем.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, представители инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет по всем налогам, сборам, за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.

По результатам проверки составлен акт от 19.09.2014 N18-16-05/11-17-12/45 и вынесено решение от 26.01.2015 N18-13-03/00555 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу начислен налог на прибыль организаций в сумме 135 518 129 руб., налог на имущество организаций в сумме 603 143 руб., транспортный налог в сумме 2 786 руб. и пени в общей сумме 897 980 руб.

решение инспекции от 26.01.2015 N18-13-03/00555 в части выводов, касающихся начисления налога на прибыль, обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.

Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу решением от 12.05.2015 N16-13/20616@ отменило решение инспекции от 26.01.2015 N18-13-03/00555 в части эпизода, связанного с включением в состав расходов 2011 года, стоимости товаров, списанных по актам о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей за 2009, 2010 годы, в остальной части решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.

Не согласившись с законностью вынесенного инспекцией решения от 26.01.2015 N18-13-03/00555 с учетом решения управления от 12.05.2015 N16-13/20616@, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Как следует из материалов дела, основанием для доначисления обществу налога на прибыль организаций послужил вывод инспекции о занижение налоговой базы ввиду неправомерного, в нарушение статьи 247, пункта 1 статьи 274, пункта 1 статьи 284, пункта 1 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктов 1, 2, 4 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N81-11 "О налоговых льготах" (в редакции Закона СПб от 16.12.2004 N620-88, далее - Закон N81-11), применения пониженной налоговой ставки (налоговой льготы), а также неправомерное в нарушение статьи 256 НК РФ начисление амортизации по вложениям в предоставленные в аренду объекты основных средств, квалифицированные налогоплательщиком как капитальные.

Суд, отказывая обществу в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 274 НК РФ налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

В силу пункта 1 статьи 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено настоящей статьей. При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13, 5 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 11-4 Закона N81-11 установлены пониженные размеры ставки налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для юридических лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 2 названной статьи:

- в размере 15, 5%, если они осуществили вложения на сумму от 150 млн. рублей до 300 млн. рублей;

- в размере 13, 5%, если они осуществили вложения на сумму от 300 млн. рублей (включительно) и более.

При этом для целей названного Закона под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.

Согласно пункту 2 статьи 11-4 Закона N81-11 право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно следующим требованиям:

- являющимся плательщиками налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга;

- осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона в пределах сумм, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона, вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг)) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли.

Следовательно, право на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет Санкт-Петербурга, предоставляется налогоплательщику при осуществлении вложений, поименованных в пункте 1 статьи 11-4 Закона N81-11, под которыми понимаются в том числе реконструкция и модернизация основных средств.

Таким образом, ключевым в рассматриваемом деле является решение вопроса об отнесении спорных работ по арендуемым помещениям к реконструкции либо модернизации.

Понятие реконструкции и модернизации основных средств содержится в пункте 2 статьи 257 НК РФ, согласно которому к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Как следует из положений статей 256, 257 НК РФ, к данной категории имущества относятся расходы по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции полученных в аренду основных средств.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ расходы по ремонту основных средств и иного имущества (без уточнения вида ремонта - текущий или капитальный), а также по поддержанию их в исправном (актуальном) состоянии, относятся к расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет понятие ремонта основных средств, в связи с чем для определения этого понятия могут быть использованы соответствующие отраслевые нормативные акты.

Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р), утвержденным приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988, определено, что капитальный ремонт здания - это ремонт с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Из пункта 5.1 Положения следует, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

Аналогичное определение капитального ремонта приведено в пункте 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), приведенной в приложении к Постановлению Госстроя России от 05.03.2004 N15/1.

В отличие от капитального ремонта, текущий (предупредительный) ремонт, в соответствии с постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Из системного толкования приведенных норм следует, что для целей налогового законодательства (в том числе для целей применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в порядке статьи 11-4 Закона N81-11) к капитальным вложениям относятся только те неотделимые улучшения, которые связаны с реконструкцией, модернизацией имущества. Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие затраты единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт в соответствии со статьей 260 НК РФ.

В ходе проверки инспекцией установлено, что в 2009, 2010 годах обществом произведены вложения (приобретение оборудования, строительные работы) в арендованные объекты основных средств - нежилые помещения для размещения магазинов "ДИКСИ".

Сумма таких вложений, определяемых налогоплательщиком как капитальные (за исключением стоимости выбывших основных средств), составила: за 2009 год: 158 430 000 руб.; за 2010 год: 157 544 072 руб.

В ходе проведения проверки установлено, что сумма произведенных вложений завышена обществом на 48 655 622 руб. 80 руб., из них:

- 7 539 186 руб. 80 коп. стоимость вложений в отчужденные в результате расторжения договоров аренды до истечения трех лет с момента возникновения права по получение льготы объекты арендованных основных средств.

- 41 116 436 руб. стоимость расходов, квалифицированных налоговым органом как текущий ремонт арендованных основных средств;

Кроме того, общество неправомерно включило в состав расходов в целях налогообложения прибыли суммы амортизации, начисленной по вложениям в арендованные объекты основных средств, неправомерно квалифицированные налогоплательщиком как капитальные, в размере 2 664 852 руб.

Признавая правомерным вывод инспекции о завышении произведенных вложений на стоимость вложений в отчужденные в результате расторжения договоров аренды до истечения трех лет с момента возникновения права по получение льготы объекты арендованных основных средств, суд исходил из следующего.

На основании пункта 6 статьи 11-4 Закона N81-11 в случае отчуждения объектов основных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и в случае их передачи своим филиалам и иным обособленным подразделениям, не имеющим статуса юридического лица и расположенным за пределами территории Санкт-Петербурга, до истечения трех лет с момента возникновения права на получение льготы сумма налога на прибыль организаций должна быть пересчитана в частности следующим образом:

- если в результате отчуждения общая стоимость объектов основных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, станет меньше 150 млн рублей, налогоплательщик должен осуществить перерасчет суммы налога на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, за все время пользования льготой исходя из налоговой ставки в размере 17, 5 процента

В данном случае инспекцией установлено, что обществом в состав основных средств, учитываемых для подтверждения права на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, включена стоимость вложений, произведенных в следующие арендованные основные средства, которые в последующем были списаны с учета до истечения трех лет с момента возникновения права на получение льготы.

Факт выбытия указанных объектов основных средств до истечения трех лет с момента возникновения права на получение льготы подтверждается соглашениями о расторжении договоров аренды, уведомлениями о снятии с учета обособленных подразделений, имеющихся в материалах дела, и налогоплательщиком не оспаривается.

Таким образом, на основании пункта 6 статьи 11-4 Закона N81-11 сумма налога на прибыль организаций должна быть пересчитана способом, описанным в данной норме.

Довод налогоплательщика о том, что общая стоимость вложений в основные средства даже с учетом исключения из налогооблагаемой базы стоимости выбывших основных средств не стала меньше 150 млн. руб., что не является, по его мнению, основанием для корректировки налоговой ставки, является несостоятельным.

В данном случае указанное обстоятельство рассмотрено инспекцией в совокупности с другими доказательствами по данному эпизоду проверки, в частности с результатами экспертных исследований, изменивших квалификацию произведенных обществом вложений в объекты основных средств.

По вопросу квалификации произведенных обществом вложений в арендованные объекты основных средств судом первой инстанции установлено следующее.

В 2009, 2010 годы обществом произведены вложения в арендованные объекты основных средств - нежилые помещения для размещения магазинов "ДИКСИ".