Яркостные зоны тоннеля в дневном режиме освещения
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
Ж.1 В дневном режиме для облегчения зрительной адаптации водителей при въезде в тоннель должен быть обеспечен плавный переход от естественного освещения к существенно более низкому искусственному освещению основной части тоннеля, а также обратный переход при выезде из него. С этой целью в тоннеле выделяют четыре яркостные зоны: пороговую переходную, внутреннюю и выездную, а перед въездным порталом - подъездную зону в соответствии с рисунком Ж.1. Яркостный режим и длину каждой зоны назначают с учетом проектной скорости и интенсивности движения транспорта, длины тоннеля, его кривизны в плане и профиле, ориентации въездного портала относительно стран света и условий его обзора.
Рисунок Ж.1 - Яркостные зоны тоннеля в дневном режиме
Примечание - Пунктирным кругом помечено 20-градусное поле адаптации.
Рисунок Ж.2 - Вид на въездной портал с расстояния безопасного торможения
Ж.2 Значение яркости адаптации в подъездной зоне тоннеля определяется для условий, наихудших с точки зрения переадаптации, то есть для яркого солнечного дня. Для существующего тоннеля (например, при его реконструкции) значение может быть получено путем фотометрирования въездного портала при указанных условиях с помощью яркомера, имеющего 20-градусное поле измерения.
Ж.3 При отсутствии экспериментальных исходных данных для нахождения значения следует пользоваться формулой
, (Ж.1)
где , и - доли площади небосвода, дорожного полотна и окружения портала соответственно в поле адаптации;
, и - их средние яркости, ориентировочные значения которых приведены в таблице Ж.1 в зависимости от ориентации въездного портала относительно стран света.
Таблица Ж.1 - Яркость участков поля адаптации
Направление движения при въезде | Значения яркости участков поля адаптации, ккд/м | ||
небосвода | дорожного полотна | окружения портала | |
На север | 6 | 3 | 8 |
На восток или запад | 12 | 4 | 6 |
На юг | 16 | 5 | 4 |
Примечание - Для промежуточных направлений значения яркостей соответствующих поверхностей в поле адаптации определяются путем интерполирования табличных значений. |
Ж.4 Кривая продольного спада яркости дорожного покрытия переходной зоны , выраженная в процентах относительно средней яркости дорожного покрытия первой половины пороговой зоны , показанная на рисунке Ж.3, описывается формулой
, (Ж.2)
где d - расстояние вглубь тоннеля от начала переходной зоны, м;
v - скорость движения, км/ч.