ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2015 года № 2768


Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области

(с изменениями на 29 августа 2019 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Законодательной Думы Томской области от 29 августа 2019 года № 1834

     постановлением Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2018 года № 1396
________________________________________________________________




Рассмотрев проект постановления Законодательной Думы Томской области "Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области", в соответствии со статьей 64 (подпункт "а" пункта 1) Устава (Основного Закона) Томской области Законодательная Дума Томской области

постановляет:

1. Утвердить Положение о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
Законодательной Думы
Томской области
       О.В.Козловская


Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 25.06.2015  № 2768

Положение
о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области


I. Общие положения  


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 "Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации" и определяет порядок проведения Законодательной Думой Томской области (далее - Дума) по собственной инициативе мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой.

При осуществлении мониторинга Дума руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, законами и иными нормативными правовыми актами Томской области, в том числе настоящим Положением, а также распоряжениями Председателя Думы.

2. Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой (далее также - мониторинг), представляет собой осуществляемую в пределах полномочий Думы систематическую комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Томской области.

Мониторинг проводится в отношении законов Томской области и постановлений Думы, носящих нормативный характер (далее также - нормативные правовые акты).

3. Целями мониторинга являются совершенствование законодательства Томской области, а также повышение качества и эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в Томской области.

Основными задачами мониторинга являются:

1) определение соответствия нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации, выявление коллизий между нормативными правовыми актами;

2) выявление и восполнение пробелов в правовом регулировании, выявление и устранение дублирования  в законодательстве Томской области;

3) выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность реализации нормативных правовых актов;

4) анализ и оценка соответствия практики применения нормативных правовых актов планируемым целям правового регулирования;

5) обеспечение контроля за исполнением и соблюдением нормативных правовых актов;

6) формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности;

7) определение степени урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации;

8) выявление невостребованных или не применяемых на практике положений нормативных правовых актов.

4. Объектом мониторинга является закон (законы) Томской области,  постановления Думы, имеющие нормативный характер, несколько нормативных правовых актов (группа нормативных правовых актов), взаимосвязанных между собой по предмету регулирования или характеру регулируемых прав и обязанностей.

5. Мониторинг проводится Думой в лице комитетов Думы в отношении конкретного объекта мониторинга в соответствии с планом мониторинга на очередной календарный год, утвержденным постановлением Думы.    

Подготовка проекта плана мониторинга осуществляется комитетом Думы по законодательству, государственному устройству и безопасности не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения мониторинга, на основании предложений других комитетов Думы.

(абзац в редакции постановления Законодательной Думы Томской области от 29 августа 2019 года № 1834, - см. предыдущую редакцию)

При подготовке проекта плана мониторинга Думой запрашиваются предложения Ассоциации "Совет муниципальных образований Томской области" относительно возможных объектов мониторинга с кратким обоснованием необходимости их включения в проект указанного плана.

(Абзац дополнительно введен с 28.11.2018 года постановлением Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2018 года № 1396)

Проект плана должен включать следующие сведения:

1) наименование нормативного правового акта (группы нормативных правовых актов) (включая реквизиты нормативного правового акта) либо сферу применения нормативных правовых актов, подлежащих мониторингу (объект мониторинга);

2) исполнителей проведения мониторинга (субъектов мониторинга);

3) период действия нормативного правового акта, в отношении которого проводится мониторинг;

4) срок проведения мониторинга;

5) дополнительные показатели (в случае их необходимости).

При формировании предложений в проект плана мониторинга комитеты Думы обобщают и рассматривают предложения депутатов Думы, Ассоциации "Совет муниципальных образований Томской области" и иных субъектов права законодательной инициативы в Думе.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28.11.2018 года постановлением Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2018 года № 1396, - см. предыдущую редакцию)

Комитет Думы, осуществляющий мониторинг правоприменения соответствующего нормативного правового акта (далее - профильный комитет Думы), вправе, в том числе в связи с изменениями законодательства Российской Федерации и законодательства Томской области, подготовить и внести на рассмотрение Думы проект постановления Думы о внесении изменений в план мониторинга в части объекта мониторинга, сроков его проведения.

(Абзац дополнительно введен с 28.11.2018 года постановлением Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2018 года № 1396)


II. Организация работы по проведению мониторинга


6. Мониторинг проводится в порядке, установленном настоящим Положением.

7. При осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:

1) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) наличие нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;

3) несоблюдение пределов компетенции при издании нормативного правового акта;

4) искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации при принятии нормативного правового акта;

(подпункт в редакции, введенной в действие с 28.11.2018 года постановлением Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2018 года № 1396, - см. предыдущую редакцию)

5) подпункт утратил силу с 28.11.2018 года - постановление Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2018 года № 1396. - См. предыдущую редакцию.

6) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;

7) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;

8) коллизия норм права;

9) наличие ошибок юридико-технического характера;

10) использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;

11) искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;

12) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;

13) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;

14) наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов;

15) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;

16) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;

17) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;

18) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

8. В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:

1) несоблюдение пределов компетенции при издании нормативного правового акта;

2) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;

3) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;

4) наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах;

5) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом;

6) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;

7) сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;

8) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;

9) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

9. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:

1) наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;

2) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;

3) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;

4) наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;

5) наличие ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах;

6) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»