МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 декабря 2012 года N 02-06-10/5394


[О порядке отражения в бухгалтерском учете государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных, автономных учреждений, операций по предоставлению субсидий]  



Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо о порядке отражения в бухгалтерском учете государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных, автономных учреждений (далее - учредитель), операций по предоставлению субсидий и сообщает.

Согласно п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" федеральным бюджетным и автономным учреждениям из федерального бюджета предусматриваются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также целевые субсидии на иные цели (далее - субсидии на госзадание, целевые субсидии, вместе - субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации, субсидии предоставляются в соответствии с утвержденным порядком.

Порядок предоставления субсидии на госзадание утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Порядок N 671).

Порядок предоставления целевых субсидий из федерального бюджета на 2012 год утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

Согласно Порядку N 671 объем субсидий на выполнение государственного задания учреждению определяется учредителем с учетом нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества.

При этом бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направления, а также объемы выплат, в том числе связанных с выполнением государственного задания, в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания.

В соответствии с положениями п.17 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) и ч.3.15 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии на госзадание, предоставленные бюджетному и автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, возврату в бюджет учреждениями не подлежат и используются в очередном финансовом году в соответствии с его планом финансово-хозяйственной деятельности для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

В соответствии с положениями п.18 ст.30 Закона N 83-ФЗ и ч.3.17 ст.2 Закона N 174-ФЗ не использованные в текущем финансовом году целевые субсидии подлежат перечислению указанными учреждениям в бюджет Российской Федерации.

Таким образом, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям субсидии на госзадание по экономической сущности признаются расходами бюджета Российской Федерации, формирующими финансовый результат текущего финансового года, при этом неиспользованные остатки указанных субсидий, учтенные на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений, не формируют финансовых требований по их возврату, следовательно, не отражаются на счетах расчетов.

Вместе с тем трансферты, полученные бюджетными и автономными учреждениями в форме целевых субсидий, по экономической сущности признаются целевым финансированием с обязательным установлением направления расходования и являются возвратными (при условиях неиспользования и (или) использования не по назначению).

Не использованные в текущем финансовом году целевые субсидии могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств (п.5 ст.242 БК РФ) как финансовый инструмент, интегрирующий одно из основных направлений бюджетной реформы, а именно управление по результатам.

В связи с изложенным предоставление бюджетным, автономным учреждениям целевых субсидий признается финансовым результатом в сумме целевых расходований, подтвержденных отчетом по форме и в сроки, которые установлены соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета.

В соответствии с положениями п.18 ст.30 Закона N 83-ФЗ и ч.3.18 ст.2 Закона N 174-ФЗ в случае принятия главным распорядителем бюджетных средств - учредителем решения о наличии потребности в направлении остатков целевых средств на те же цели в очередном финансовом году указанные остатки могут быть использованы бюджетным и автономным учреждениями в очередном финансовом году на те же цели.

В силу норм п.3.7 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" операции с целевыми субсидиями, поступающими автономным учреждениям, учитываются на открытых им счетах в кредитных организациях.

Обращаем внимание, что в учете учредителя отражаются сумма принятых бюджетных обязательств и сумма принятых денежных обязательств по предоставлению субсидий бюджетному учреждению.

Операции по предоставлению субсидий учредителем отражаются в бюджетном учете согласно Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учреждения, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), следующими бухгалтерскими записями.

N
п/п

Дебет

Кредит

Основание записи

1

2

3

4

Субсидии на госзадание

1

1 501 13 241

1 502 11 241

Приняты бюджетные обязательства

2

 

 

По условиям соглашения

2.1

1 502 11 241

1 502 12 241

Приняты денежные обязательства

2.2

1 401 20 241

1 302 41 730

Начислено обязательство по предоставлению субсидии на госзадание

3

1 302 41 830

1 304 05 241

Перечислено на лицевой счет учреждения

Целевые субсидии

1

1 502 11 241

1 502 12 241

Приняты денежные обязательства

2

1 401 20 241

1 302 41 730

Начислено обязательство по предоставлению целевой субсидии на возмещение затрат учреждения

3

1 302 41 830

1 304 05 241

Перечислено на соответствующий лицевой счет учреждения (счет автономного учреждения в кредитной организации)

4

1 206 41 560

1 304 05 241

Перечисление целевой субсидии на условиях соглашения

5

1 401 20 241

1 302 41 730

Приняты к учету расходы согласно отчету учреждения по произведенным расходам за счет предоставленной целевой субсидии

6

1 302 41 830

1 206 41 660

Зачет произведенного аванса


Главный распорядитель бюджетных средств - учредитель, в соответствии с бюджетным законодательством, формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность с учетом выверки взаимозависимых показателей годовой, квартальной сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, сформированной им на основании бухгалтерской отчетности подведомственных учреждений (п.7 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").

Одновременно сообщаем, что согласно положениям ст.13* Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предоставление субсидий из федерального бюджета в соответствии с абз.2 п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждениям осуществляется в порядке, установленном по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, который должен содержать в том числе порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии, установленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "ст.14 Постановления". - Примечание изготовителя базы данных.


Директор департамента
бюджетной политики и методологии
С.В.Романов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»