Статус документа
Статус документа

СП 431.1325800.2019 Дороги промышленные автомобильные. Правила проектирования и строительства в Арктической зоне

     3 Термины и определения


В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Арктическая зона: Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации [11].

3.2

грунт многолетнемерзлый: Грунт, находящийся в мерзлом состоянии постоянно в течение трех и более лет.

[СП 25.13330.2012, статья А.3]

3.3 надмерзлотные воды: Воды, нижним водоупором для которых являются многолетнемерзлые породы.

3.4 наледь: Лед, образованный выходом на поверхность воды.

3.5 нестабильные слои насыпи: Слои из мерзлых или талых переувлажненных грунтов, которые в насыпи имеют плотность, не отвечающую нормам, вследствие чего при оттаивании или длительном действии нагрузок могут возникать деформации слоя.

3.6 особо неблагоприятные условия погоды: Состояние поверхности дороги, при котором движение автотранспортных средств становится настолько затрудненным, что без принятия специальных мер движение может быть остановлено. К особо неблагоприятным условиям погоды относятся:

- осадки в виде дождя и снегопада интенсивностью более 0,1 мм/мин;

- гололедица и гололед, метель со скоростью ветра более 9 м/с;

- ветер со скоростью более 20 м/с;

- туман с видимостью менее 200 м;

- температура воздуха летом выше плюс 40°С в тени и зимой ниже минус 40°С.

3.7 пересеченная местность: Рельеф, характеризующийся частым чередованием глубоких долин и водоразделов с разностью отметок более 50 м на расстоянии не свыше 0,5 км с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами.

3.8 промышленные автомобильные дороги в Арктической зоне: Технологические автомобильные дороги, предназначенные для перевозки грузов промышленного назначения: дороги, связывающие предприятия открытых горных разработок и пункты выгрузки полезных ископаемых (морские и речные порты, временные склады, обогатительные фабрики и т.п.), по которым осуществляют движение грузовые автомобили, габариты которых и осевые нагрузки могут превышать габариты и осевые нагрузки автомобилей, обращающихся на дорогах общего пользования.

3.9

просадочный грунт: Грунт, который под действием внешней нагрузки и (или) собственного веса при замачивании водой претерпевает вертикальную деформацию (просадку) и имеет относительную деформацию просадчности 0,01.

[ГОСТ 25100-2011, статья 3.33]

3.10 сухомерзлый грунт: Песчаный грунт с суммарной влажностью до 6%, гравийно-песчаный грунт с влажностью заполнителя до 6%. Прочность на сдвиг при температуре минус 0,8°С до 0,5 МПа не превышает усилий резания серийными землеройными транспортными машинами. Прочность на раздавливание не более 1 МПа.

3.11 сыпучемерзлый грунт: Крупнообломочный и песчаный грунт, имеющий отрицательную температуру, но не сцементированный льдом и не обладающий силами сцепления.

3.12 термоизолирующие слои: Слои, обладающие термоизоляционными свойствами (искусственные теплоизоляционные материалы на основе вспененного полимера, естественные теплоизоляционные материалы - мох, торф и др.).

3.13

термокарст: Образование просадочных и провальных форм рельефа и подземных пустот вследствие вытаивания подземного льда или оттаивания мерзлого грунта.

[СП 25.13330.2012, статья А.12]