Статус документа
Статус документа

СП 431.1325800.2019 Дороги промышленные автомобильные. Правила проектирования и строительства в Арктической зоне

     5 Особенности изысканий при проектировании автомобильных дорог в Арктической зоне

5.1 Инженерные изыскания на трассе промышленных автомобильных дорог в Арктической зоне следует выполнять в соответствии с СП 25.13330, СП 34.13330, СП 47.13330, СП 313.1325800 и с учетом настоящего свода правил.

5.2 На первом этапе инженерных изысканий проводят анализ ландшафта территории с учетом погодно-климатических и грунтовых условий регионов и рельефа местности, полученных в результате визуальных наблюдений и из других источников.

5.3 На основе полученных данных составляют карту ландшафтного районирования, на которую наносят геоморфологические элементы, литологические, стратиграфические данные, геологические процессы, природную обстановку, месторождения песка, ПГС, гравийно-галечниковый материал и т.д.

5.4 Ландшафтная карта районирования должна охватывать площадь, на которой могут быть размещены все варианты трасс промышленной автомобильной дороги в Арктической зоне. Эта карта служит основанием для планирования последующих полевых изыскательских работ.

5.5 При трассировании необходимо обходить участки с неблагоприятными мерзлотными и грунтово-гидрогеологическими условиями (близкое залегание подземных льдов; наледные участки; крупные бугры и гряды пучения; склоны, подверженные солифлюкции; участки с льдонасыщенными грунтами, термокарстом и многочисленными термокарстовыми озерами).

Особо неблагоприятными являются участки с выходами групповых родников (трещино-карстовых, пластовых или связанных с зонами тектонических нарушений) и склоны северной экспозиции с распространением ММГ, имеющие надмерзлотные воды. При трассировании линии необходимо, по возможности, обходить такие места с нагорной стороны или переносить трассу на склоны южной экспозиции с учетом снегового покрова.

5.6 На втором этапе инженерных изысканий проводят инженерно-геологическую съемку, в результате которой должно быть получено вертикальное геологическое строение грунтовых толщ, мощность слоев ММГ, их литологический состав, наличие наиболее льдонасыщенных зон, определения границ участков талых грунтов и ММГ. Эти данные должны быть увязаны с результатами бурения скважин.

5.7 Для прогноза температурного режима мерзлых грунтов в условиях строительства и особенно в процессе эксплуатации промышленной автомобильной дороги в Арктической зоне необходимо выполнить термокаротажные работы.

5.8 По результатам изысканий по району исследований составляют инженерно-геологическую карту, а по трассе дороги - инженерно-геологические разрезы. По окончании изысканий составляют инженерно-геологический отчет, в котором с учетом опыта строительства дорог на данной территории должны быть даны рекомендации по сохранению вдоль промышленной автомобильной дороги в Арктической зоне в полосе 50-100 м растительного покрова.

5.9 В результате гидрометеорологических изысканий должны быть получены следующие данные: гидрологические характеристики водотоков, данные о подрусловых и грунтовых потоках, режим поверхностных водотоков, наледи, образующиеся в естественной природной обстановке, а также прогнозируемые в результате строительства и эксплуатации дороги.

5.10 При проектировании пересечений трубопроводов промышленными автомобильными дорогами в Арктической зоне необходимо провести съемку геологического разреза и высотного положения пересеченных трубопроводов в каждую сторону от оси промышленной автомобильной дороги на длине 100 диаметров трубопровода (по наибольшему диаметру трубопроводов в коридоре), но не менее 50 м. Замер высотных отметок каждого трубопровода в коридоре коммуникаций необходимо проводить с шагом не более 15 диаметров трубопровода.

5.11 Изыскания месторождений песка, гравия, камня осуществляют в три этапа: рекогносцировка, поиск и разведка.

Рекогносцировкой устанавливают район поиска и описание месторождения.

При поиске устанавливают ориентировочные запасы, ценность и пригодность материалов для строительства промышленных автомобильных дорог.

На основании данных разведки выполняют геологические разрезы.

5.12 Для строительства промышленных автомобильных дорог в Арктической зоне разрабатывают карьеры со сроком действия не более трех лет.

5.13 При выборе местоположения трассы промышленной автомобильной дороги в Арктической зоне необходимо руководствоваться минимизацией изъятия земельных площадей (особенно в местах обитания животных и наличия богатых природных ресурсов), предотвращением возможного загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, а также предупреждением негативного воздействия на население.

Кроме того, трассу промышленной автомобильной дороги в Арктической зоне следует располагать на расстоянии не менее 1,5 км от заповедных зон, по опушкам лесов, по возможности, не пересекая пути миграции животных.

5.14 Детальная оценка экологического состояния территории вдоль трассы должна включать:

- анализ существующего состояния эколого-геокриологических условий и характеристики их возможных изменений, связанных с естественной динамикой природной среды;

- прогноз изменения эколого-геокриологических условий в период строительства и эксплуатации сооружения;

- прогноз состава и структуры биоценозов, обусловленных изменениями эколого-геокриологических условий;

- оценка деятельности создания в перспективе промышленных объектов в зоне расположения промышленной автомобильной дороги в Арктической зоне.

5.15 В целях повышения точности отображения фактического местоположения трассы промышленной автомобильной дороги в Арктической зоне и встречающихся на этом направлении различных мерзлотных проявлений необходимо использовать трехмерную цифровую модель местности, получаемую путем сплошной тахеометрической съемки или лазерным сканированием местности. Особенно это касается мест пересечения с искусственными сооружениями.

5.16 При проектировании промышленных автомобильных дорог в Арктической зоне должны быть разработаны требования к цифровой модели местности.

5.17 При реконструкции промышленных автомобильных дорог в Арктической зоне необходимо осуществлять контроль соответствия геометрических элементов дороги на местности и на топографическом плане.