Статус документа
Статус документа


МР 5.1.0116-17

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ

Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий

1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю.Попова); ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" (Н.В.Зайцева, И.В.Май, П.З.Шур, Д.А.Кирьянов, С.В.Бабина, Н.В.Никифорова, С.В.Клейн); ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (В.Ю.Ананьев); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (В.Г.Костарев, Л.Н.Акимова); ФБУЗ "Информационно-методический центр" (А.С.Сбоев); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Д.В.Горяев).

2. Утверждены и введены в действие Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 11 августа 2017 г.

3. Введены впервые.

1. Область применения

1.1. Методические рекомендации описывают единый порядок отнесения деятельности юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.

1.2. Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Федеральных законов от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности"); форм федерального и отраслевого статистического наблюдения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1.3. Отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска имеет целью повышение степени защищенности здоровья населения через концентрацию усилий органов надзора на объектах с потенциально высоким уровнем причинения вреда здоровью человека, дифференциацию периодичности, форм и объема лабораторного сопровождения планового контроля (надзора) соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

1.4. Методические рекомендации предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, иными заинтересованными государственными органами, а также органами местного самоуправления, ЮЛ и ИП, чья деятельность подлежит федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.

1.5. Термины, используемые в методических рекомендациях, соответствуют определениям, содержащимся в нормативных правовых актах, перечисленных в пункте 1.2 настоящих методических рекомендаций.

2. Общие положения

2.1. В настоящих методических рекомендациях потенциальный риск причинения вреда здоровью рассматривается как следствие вероятного нарушения ЮЛ и ИП обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации в области технического регулирования.

2.2. Критерии отнесения деятельности ЮЛ и ИП и (или) используемых ими производственных объектов к категориям риска учитывают тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ЮЛ или ИП требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), и вероятность несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки, складывающейся на территории.

2.3. При оценке вероятности несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов Роспотребнадзора информация о результатах ранее проведенных проверок ЮЛ или ИП.

2.4. Потенциальный риск причинения вреда здоровью определяется как сочетание вероятности, тяжести нарушения здоровья и масштаба воздействия, выражаемого через показатель численность населения, находящегося под воздействием.

2.5. Отнесение вида деятельности к определенной категории по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней статистической информации, данных федеральной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.

2.6. Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется на следующих принципах:

- потенциальный риск причинения вреда здоровью возникает в условиях вероятных нарушений объектом надзора требований, установленных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования;

- нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора;

- оценка потенциального риска причинения вреда здоровью является процедурой объективной, прозрачной и основанной на материалах федеральной и отраслевой статистической отчетности и иных проверяемых данных;

- оценка потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в отношении определенного вида деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов, при этом учитывается, что риск формируется всеми производственными объектами, на которых ЮЛ или ИП осуществляют данный вид деятельности;

- выполняется однократное присвоение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов базовой категории риска (статическая система оценки уровней риска), которая может быть повышена по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в течение последних 3 лет, и понижена по результатам последней проверки ЮЛ или ИП ("динамическая модель" управления рисками);

- категория риска устанавливается для каждого вида деятельности, осуществляемого ЮЛ и ИП;

- отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к конкретной категории риска является основанием для установления периодичности плановых проверок, объемов и содержания надзорных мероприятий;

- порядок и критерии отнесения деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к категории риска причинения вреда здоровью являются единообразными для всех ЮЛ и ИП независимо от форм собственности;

- отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к той или иной категории риска выполняется по результатам контрольно-надзорных мероприятий за период не менее чем 3 года.

2.7. Настоящие методические рекомендации не распространяются на проведение внеплановых проверок, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.

3. Отнесение объектов государственного надзора
(за исключением отдельных объектов государственного надзора в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством) к категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью

3.1. Установление категории риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется для деятельности ЮЛ или ИП, которая осуществляется на производственных объектах, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и внесенных в Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.2. Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (соответствующего субъекта Российской Федерации), деятельность которых подлежит санитарно-эпидемиологическому надзору, формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами (ОКВЭД, ОКПД).

Сведения, содержащиеся в формах отраслевой статистической отчетности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Сведения о результатах осуществления федерального государственного надзора территориальными органами Роспотребнадзора" соотносятся с данными, содержащимися в Федеральном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение 1).

3.3. Расчет показателя потенциального риска причинения вреда здоровью определенным видом деятельности, который реализуется ЮЛ или ИП на одном или нескольких производственных объектах, производится по формуле:

,                                                                 (1)


где - потенциальный риск причинения вреда здоровью -м видом деятельности ЮЛ или ИП;

- потенциальный риск причинения вреда здоровью -м видом деятельности на -м производственном объекте.

3.4. Расчет показателя потенциального риска причинения вреда здоровью при осуществлении -го вида деятельности ЮЛ или ИП на отдельных производственных объектах выполняется по формуле:

,                                                         (2)


где - потенциальный риск причинения вреда здоровью -м видом деятельности на -м производственном объекте;

- вероятность нарушения санитарного законодательства ЮЛ или ИП при осуществлении -го вида деятельности;

- показатель, характеризующий вред здоровью при нарушении законодательства ЮЛ или ИП, осуществляющим -й вид деятельности;

- показатель, характеризующий численность населения, находящегося под воздействием -го производственного объекта (масштаб воздействия), млн чел.

3.5. Вероятность нарушения санитарного законодательства характеризуется частотой нарушений, выявленных в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении ЮЛ и ИП, осуществляющих определенный вид деятельности . Значение определяется как 95%-ный персентиль распределения регионального показателя относительной частоты выявленных нарушений в ходе одной проверки на объектах надзора с -м видом деятельности за трехлетний период.

Показатель относительной частоты выявленных нарушений в ходе одной проверки на объектах надзора с -м видом деятельности определяется по формуле:

,                                                                    (3)


где - показатель относительной частоты выявленных нарушений в ходе одной проверки на объектах надзора с -м видом деятельности, установленный с учетом данных по всем регионам Российской Федерации;

- число выявленных нарушений санитарного законодательства в течение года на объектах надзора с -м видом деятельности, единиц;

- общее число проверок в течение года на объектах надзора с -м видом деятельности, единиц.

Частота нарушений и учитываемый при классификации 95%-ный персентиль должны периодически пересматриваться.

3.6. Показатель, характеризующий вред здоровью при нарушении требований санитарного законодательства , определяется на основе системного, в том числе экспертного, анализа причинно-следственных связей между частотой нарушений отдельных статей санитарного законодательства и распространенностью нарушений здоровья в виде смертности и первичной заболеваемости населения с учетом их тяжести.

Рассчитанные по данным отраслевой статистики и утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" показатели средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности, величины вероятности и показатели потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности приведены в приложении 2.

3.7. Показатель, характеризующий численность населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора (масштаб воздействия), учитывает общее количество лиц, которым может быть причинен вред в результате нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, и время контакта этих людей с риском, свойственным объектам государственного надзора, на которых осуществляется определенный вид деятельности.

При расчете показателя учитываются следующие категории граждан (контингенты населения):

- работники, занятые на объекте надзора;

- потребители услуг (работ), оказываемых на объекте надзора;

- потребители продукции, производимой и приобретаемой на объектах надзора;

- население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха от деятельности объекта надзора;

- население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения водных объектов от деятельности объекта надзора;

- население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения почв от деятельности объекта надзора.

Население под воздействием разных видов деятельности оценивается с использованием матрицы, представленной в приложении 3.

Расчет показателя, характеризующего численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, (масштаб воздействия) выполняется отдельно для каждой категории граждан с последующим суммированием по формуле:

,                                                                (4)


где - показатель, характеризующий численность -го населения определенной категории, находящегося под воздействием -го объекта надзора, млн чел.

Показатели, характеризующие численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, определяются с использованием среднестатистических величин, свойственных объекту и коэффициентов, учитывающих время контакта с населением.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs