Статус документа
Статус документа


СП 444.1326000.2019



СВОД ПРАВИЛ

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКИХ КАНАЛОВ, ФАРВАТЕРОВ И ЗОН МАНЕВРИРОВАНИЯ

Standards for the design of sea channels, fairways and maneuvering areas



ОКС 93.140

Дата введения 2020-03-01



Предисловие


Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ ОАО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта "Союзморниипроект" (ОАО "Союзморниипроект")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 "Морфлот"

3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ ФГУП "Росморпорт"

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2019 г. N 159 и введен в действие с 1 марта 2020 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минтранс России) в сети Интернет

Введение


Настоящий свод правил разработан в соответствии с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании" [1], Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта [2].

Свод правил разработан ОАО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта "Союзморниипроект". Руководитель работы - канд. техн. наук С.Г.Козлов. В работе использованы материалы исследований проф. В.И.Зайкова, предложения Е.А.Мусихиной, Л.А.Алекумовой, Н.А.Ирхина, канд. техн. наук В.Я.Васильева, канд. техн. наук Г.Е.Румянцева, канд. техн. наук А.Е.Анисимова, М.А.Мусатова и других при участии специалистов ФГУП "Росморпорт".

При подготовке учитывались результаты научно-исследовательской работы "Рекомендации по проектированию каналов, фарватеров и зон маневрирования", ранее выполненной институтом "Союзморниипроект" по заданию ФГУП "Росморпорт" совместно с кафедрой управления движением судна Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, ЗАО "ЦНИИМФ" и ОАО "РЦПКБ "Стапель".

     1 Область применения


Настоящий свод правил устанавливает минимально необходимые требования к процессу проектирования элементов акваторий морских портов и водных подходов к ним (морских каналов, фарватеров, зон маневрирования), в том числе для портов, расположенных на участках рек с морским режимом судоходства.

Настоящий свод правил не распространяется на проектирование акваторий для маломерных, прогулочных и спортивных судов, под которыми в настоящем своде правил понимаются суда в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации [3].

Требования настоящего свода правил не распространяются на проектирование технологических и противопожарных разрывов, а также на оснащение каналов, фарватеров и зон маневрирования средствами навигационного оборудования, правила проектирования которых определены отдельными нормативными документами.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:

СП 11-103-97 "Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства";

СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003"

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины, определения и обозначения


В настоящем своде правил применены термины, определения и обозначения, указанные в приложении А.

     4 Общие положения

4.1 При проектировании акваторий морских портов и водных подходов к ним должны быть соблюдены следующие условия рациональной компоновки их основных элементов:

- размеры акватории должны обеспечивать условия для безопасной стоянки, маневрирования и подхода транспортных судов к причалам, безопасной работы судов портового флота и других плавучих технических средств;

- компоновочные решения должны выбираться с учетом сохранения возможности для перспективного развития существующих и проектируемых перегрузочных комплексов (терминалов);

- операционные акватории терминалов различного назначения независимо от форм собственности и принадлежности, а также водные подходы к ним должны быть технологически связаны с общей акваторией порта;

- водные подходы к порту, созданные на естественных глубинах или посредством дноуглубительных работ, должны быть удобны и безопасны в навигационном отношении;

- компоновка как акватории порта и водных подходов в целом, так и их отдельных элементов должна быть компактной исходя из условия их экономного использования, минимизации затрат на строительство, оснащение и эксплуатацию.

4.2 При разработке проектной документации по дноуглублению и развитию акватории и водных подходов должны быть решены и увязаны между собой вопросы их взаимной компоновки, оснащенности навигационным оборудованием, этапности строительства.

4.3 При определении габаритов элементов акватории морских портов и водных подходов к ним (морских каналов, фарватеров и зон маневрирования) в общем случае следует руководствоваться положениями разделов 6-8 настоящего свода правил.

4.4 Научно-техническое обоснование проектной документации морских каналов, фарватеров и зон маневрирования и методы моделирования движения судов могут использоваться в следующих случаях:

- когда габариты каналов, фарватеров и зон маневрирования меньше, чем определенные по требованиям разделов 6, 7, и нет возможности для их увеличения;

- когда компоновочные решения по акватории порта и водным подходам отличаются от предусмотренных требованиями разделов 6, 7 и нет возможности для выполнения данных требований;

- когда для сокращения габаритов зон маневрирования применяются схемы буксировки, отличающиеся от схем работы на буксирных тросах, предусмотренных в разделе 7 при назначении размеров маневровых зон;

- при нестандартных габаритах расчетных судов;

- при использовании в качестве расчетных особо крупных судов дедвейтом более 300 тыс.т.;

- для обоснования уменьшения существующих и проектируемых габаритов зон маневрирования на акватории порта при использовании в качестве расчетных: судов с подруливающими устройствами или оснащенных иными техническими средствами, повышающими их маневренность, и двухвальных судов дедвейтом более 10 тыс.т;

- при проектировании лазерных систем швартовки, автоматической швартовки и других методов повышения безопасности швартовых операций.

Примечания

1 Примером отсутствия возможности для увеличения габаритов каналов, фарватеров и зон маневрирования могут быть стесненные естественные условия района проектирования.

2 Примерами компоновочных решений, отличающихся от предусмотренных разделами 6, 7, являются: расположение входной зоны перед воротами порта и прохождение расчетными судами ворот с помощью буксиров; наличие узких бассейнов изогнутой формы с ломаной линией кордона; размещение разворотной зоны в стороне от входа в узкий бассейн и т.д.

3 Транспортное судно имеет нестандартные габариты, если отношение его длины к ширине составляет менее пяти. Кроме того, к судам с нестандартными габаритами относятся особые плавучие средства - платформы различного назначения, доки и т.д.

4.5 Моделирование должно осуществляться на сертифицированных или апробированных программах моделирования движения судов.

4.6 Математическая модель должна учитывать все возможные воздействия, требования и факторы, влияющие на безопасность плавания расчетных судов в заданных условиях, в том числе наиболее неблагоприятные их сочетания.

4.7 Результатом моделирования должно стать определение необходимых и достаточных условий, выполнение которых обеспечит безопасность маневрирования расчетного судна в заданных при моделировании границах акватории порта (зоны маневрирования, канала, фарватера), либо определение невозможности обеспечения безопасности движения и маневрирования расчетного судна в заданных при моделировании параметрах.

     5 Исходные данные для проектирования

5.1 Исходные данные должны включать:

- характеристики судов, обслуживаемых проектируемыми морскими терминалами (дедвейт, наибольшая длина, длина между перпендикулярами, ширина, осадка в грузу (максимальная) и балласте, высота борта, мощность главного двигателя и др.);

- сведения о планируемом судопотоке;

- характеристики естественных условий района строительства;

- иные данные, содержащиеся в задании на проектирование, либо необходимость в которых определена в процессе проектирования.

5.2 При определении характеристик судов допускается принимать данные, приведенные в следующих материалах:

- в таблице Б.1 (приложение Б);

- судовых регистрах, содержащих информацию о размерениях судов различных типов (Lloyd's Register of Shipping, Clarkson's Guide, Tane's Publications, Fairplay Publications и др.);

- справочниках, содержащих технико-экономические характеристики судов.

В качестве справочного материала в таблице Б.2 (приложение Б) приведена классификация судов по дедвейту в соответствии с данными регистра Ллойда (Lloyd's Register).

Примечание - Размерения судна не являются единственным критерием выбора его в качестве расчетного. Также необходимо учитывать маневренность, опасность перевозимых грузов и другие характеристики судна, влияющие на габариты элементов акватории порта.

Кроме того, следует иметь в виду, что для уменьшения размеров элементов акватории порта к судам максимальных размерений могут применяться особые правила проводки и вводиться особые ограничения.

5.3 Сведения о планируемом судопотоке должны включать:

- число судопроходов в месяц с наибольшим судооборотом;

- состав судопотока по типам судов, их размерениям и количеству.

5.4 Характеристики естественных условий должны включать:

- план промеров глубин по трассе проектируемых морских каналов, фарватеров и на площади зон маневрирования;

- топографический план прилегающей территории для выбора мест размещения береговых навигационных знаков;

- геолого-литологические разрезы по намечаемым вариантам размещения проектируемых морских каналов, фарватеров и зон маневрирования с физико-механическими характеристиками грунтов;

- элементы метеорологического режима не менее чем за 12 лет, включающие данные повторяемости ветров по скорости, направлению и их продолжительности;

- сведения о характере течений, их направлении и скорости;

- режимные функции высот волн 3% обеспеченности в системе с волноопасных направлений;

- многолетний график обеспеченности ежедневных уровней воды за навигационный период, построенный для портов без приливов по срочным, а для морей с приливами - по ежечасным наблюдениям на основании соответственно не менее чем десяти- и трехлетних наблюдений за колебанием уровня воды. На морях с вековым ходом уровня (Каспийское море) взамен указанных должны использоваться графики обеспеченности вычисленных величин отклонений ежедневных уровней от среднего за данный год уровня;

- среднегодовую метеорологическую дальность видимости и преобладающий для данного района коэффициент прозрачности атмосферы с повторяемостью не менее 65%.

- продолжительность ледового периода;

- сведения о литодинамике берега, интенсивности движения наносов и величине заносимости.

     6 Морские каналы и фарватеры


В настоящем разделе изложены требования, предъявляемые к процессу проектирования морских каналов (далее по тексту - каналы). Данные требования, за исключением особо оговоренных по тексту, распространяются также и на фарватеры.

6.1 Пропускная способность канала

6.1.1 Суточная пропускная способность канала , единиц/сутки, должна удовлетворять условию

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs